По социальным сетям прокатился вызов #10yearchallenge: размести свою фотографию сейчас и десять лет назад. Это всеобщее движение напоминает снежный ком: чем больше, тем выше скорость. Чем больше участников, тем быстрее распространяется флешмоб. Что же заставляет нас копировать поведение других? Что за невидимая сила притягивает к очереди в магазине и почему мы сопереживаем незнакомым людям, героям фильмов, бездомным кошкам и собакам?
Зеркальные нейроны
В 1992 году итальянский нейробиолог Джакомо Ризолатти сделал сенсационное для человечества открытие зеркальных нейронов. Это нервные клетки, которые приходят в состояние возбуждения как от совершения действия, так и от наблюдения за этим действием. Они побуждают к повторению действий других людей. В научном мире ведутся споры по доказательствам работы этой системы, если представить, что это неоспоримый факт, то становятся понятными многие мотивы нашего поведения.
Законы природы
Самая главная причина копирования поведения — обучение. Ребенок, едва появившись на свет, еще не в силах осознать тонкости правил пребывания в социуме. Он учится всему, копируя поведение других: произносить слова, пользоваться ложкой, одеваться. Этот способ обучения позволяет в обход понимания причин овладевать навыками. Такая способность заимствования опыта поколений позволяет встроиться в любую ступень эволюции на равных. Мы инстинктивно запрограммированы на подражание, чтобы вдруг не отстать от жизни.
Стадный инстинкт
Другая причина копирования заложена инстинктом самосохранения. В толпе легче выжить, в природе так устроено для сохранения вида: если один почувствовал опасность, вся стая, не договариваясь, спасается бегством. Потому что известно, если не успел, последствия могут быть плачевными. Быть как все безопасно.
Если среди людей, собравшихся на красный свет светофора, один подаст признаки движения, мозг других пешеходов пошлет импульс мышцам на сокращение, и люди непроизвольно сделают шаг. Только потом произойдет собственная оценка происходящего. Можно, конечно, не подчиниться этому рефлексу и сдержаться, как, например, не зевнуть в ответ на увиденную зевоту, но это потребует усилий.
Секрет нейромаркетинга
В маркетинге очень часто используют «зеркальную» особенность нашего поведения. «Сарафанное радио» — лучший способ распространения информации. Чаще всего мы идем туда, куда нам советовали, и берем то, что рекомендовали. Отсюда рекламный лозунг: «народный выбор», «хит продаж» или «советуют профессионалы». Он дает сигнал о необходимости приобретения обозначенного товара. Так же работает совет человека, выбору которого мы доверяем. У всемирно известных людей всегда есть подражатели, которые выберут шампунь, зубную пасту или бренд одежды, которым отдает предпочтение кумир.
А какой интерес вызывают очереди. Всегда любопытно подойти посмотреть, зачем собрался народ. Заразительное действие зеркальных нейронов толкает на покупку. Маркетологи, зная об этом, специально создают столпотворение и ажиотаж, делая скидки по определенным дням, часам, дают объявление, что «количество товара ограничено».
Эмпатия
Склонность к эмпатии — способность примерять к себе чувства других, может иметь разные проявления. Мы можем плакать за компанию и смеяться. Сопереживать не только людям и животным, но и воображаемым героям фильмов и книг. Организм реагирует выбросом нейромедиаторов и гормонов даже на мечты, фантазии, воспоминания и планирование дел. Действие зеркальных нейронов — это инструмент, работу которого нужно понимать и сознательно использовать. Можно хранить в памяти ресурсные состояния вместо угнетающих, окружить себя тем, что мотивирует, придает сил, развивает.
Просмотр спорта тоже спорт
Хорошая новость: при просмотре спортивных упражнений организм рефлексирует, активизируя группы мышц, необходимых для выполнения наблюдаемого упражнения, это не только мотивирует к движению, но и улучшает собственные показатели. Поэтому просмотр спортивных каналов не пустая трата времени. Этот прием может работать и в восстановительной терапии. Для того чтобы быстрее прийти в норму, смотреть лучше на здоровых, активных, жизнерадостных людей.
Любой пример заразителен. Мы можем повлиять на качество и ощущение жизни разумным подходом к выбору поступающей информации. Просмотр фильмов и телепередач, чтение книг и статей, общение с людьми не просто времяпровождение, а жизненные ориентиры, которые определяют будущее.
Об авторе
Татьяна Карханова — специалист в области методик оздоровления, рефлексотерапии. Ее блог.