Профессор РГГУ и Российской академии театрального искусства, ведущий телепередачи «Культурная революция».
«Любовь начинается с удивления»

Это не зависит ни от возраста возлюбленных, ни от их семейного положения, ни даже от того, сколько лет они провели вместе. Юношеские разрывы и расставания не менее драматичны и еще менее объяснимы, чем те, которые происходят в зрелом или преклонном возрасте.

Некоторые серьезные исследователи, которые занимаются психофизиологией сексуальных отношений, считают, что у двух влюбленных людей есть лишь полтора-два месяца совместной жизни (как правило, начальный период их плотской любви), когда происходит настоящий акт познания друг друга. Акт открытий, а затем сексуальное влечение идет на убыль.

Мой житейский опыт, опыт близких мне людей утверждает обратное. Раскрытие друг друга — долгий и увлекательный процесс, который может длиться годами и десятилетиями. Безусловно, всему свое время. И наступает момент, когда взаимное проникновение, нежность, привязанность оказываются «сильнее страсти» и «больше, чем любовь», как пел Вадим Козин. Но уж точно не меньше, чем любовь и страсть.

Не будем мучиться из-за того, что наша близость принимает новые, пусть даже и непривычные для нас, формы

Конечно, сегодня врачи могут предложить множество вариантов продления сексуальной активности — прежде всего фармацевтических, но надо всерьез подумать, насколько они необходимы. И не только потому, что они могут вызвать нежелательные побочные явления. Важно понять, что нужно близкой нам женщине или близкому мужчине, с которым нас связывают десятилетия любви, надежд, драм, пережитых вместе, человеческого становления, — и только после этого принимать решение.

Ведь Пульхерия Ивановна Товстогуб из «Старосветских помещиков» Гоголя любила своего Афанасия Ивановича не меньше, чем Джульетта — Ромео, только по-другому, на свой манер понимая, что хорошо, а что плохо и какой диете надо следовать. Но они были счастливы, как бывают счастливы люди, любящие и уважающие друг друга, готовые прислушаться и приноровиться к тому, чего хочет другой.

Единых рецептов счастья не существует — ни в молодости, ни в старости. А потому прислушаемся к самим себе и к тем, кто нас окружает, к тем, с кем нас связывает жизнь. Не будем мучиться из-за того, что наша близость принимает новые, пусть даже и непривычные для нас, формы. Ведь самое главное желание двоих — желание быть вместе.