«Стильно, дорого, фальшиво»
Пользователи соцсетей обратили внимание на вирусное видео с детским фотоальбомом, сделанным на выпускной учеников одного из российских детсадов. Его формат заметно отличается от стиля привычных альбомов: дети на фотографиях одеты в дорогую дизайнерскую одежду. Кроме того, во время фотосессии им наносили макияж. При этом в альбоме есть и послания от самих детей — например, короткие тексты или копии их рисунков с повторением оригинальной текстуры.
Автором альбома стал фотограф Павел Компан, ранее работавший с российскими звездами. «Лично я бы во взрослой жизни оценил, если бы меня так отсняли в детстве, — поделился он, отметив, что для него такой альбом стал бы „достоянием и предметом для демонстрации правнукам“. — Ну это же кайф: через 30 лет открыть альбом и сказать: „Ангел, а эту фотографию делал фотограф, который снимал Ксению Собчак и суперзвезд, а причесала тебя стилист, в портфолио которой сотни обложек журнала VOGUE“. А жакет на тебе от Chanel 1960 года, которому к тому времени уже будет лет 100 — ну не космос ли? Каждому свое!»
В комментариях под видео, однако, креативность фотографа оценили не все. Некоторые похвалили Компана за оригинальность и признались, что тоже хотели бы сделать такие снимки для своих детей. Многие же раскритиковали идею делать из детей «взрослых»:
«Все, кому нравятся дети на черном фоне, я вас не понимаю. Для меня теплее настоящие фотографии с неидеальным фоном детского садика»;
«Это жуть какая-то. Групповое фото вызывает ассоциацию — дети в концлагере. Для детей в детсаде это какой-то траурный альбом»;
«Самое ужасное, что могут сделать взрослые с детьми — лишить детства»;
«Детей надо запоминать в кляксах и с разбитыми коленками, а не с укладкой. Результат потрясающий, но неуместный и нерадующий никого, кроме сноба-автора»;
«Детское лицо „убили понтами“. Судя по исходным фоткам, характер детей стерт».
Мнение психологов
Клинический психолог, ЕМТ-терапевт, супервизор, преподаватель школы психологических профессий «Психодемия»
Почему альбом вызвал такой резонанс
Мы видим, что одна часть аудитории критикует подобную нестандартную работу, а другая — выражает полный восторг. Заметно, что большинство реакций на фотоальбом негативные: по мнению авторов комментариев, дети должны быть яркими и радостными, а такой альбом мрачный, а значит не про детство.
Получается, что есть две группы взрослых, и каждая точно знает, как должны выглядеть правильные дети:
для одних — эстетика в темном ключе, прически и бренды;
для других — яркость и непосредственность, облаченная в определенную одежду и антураж.
Раскол мнений опирается именно на представления родителей о том, как должно выглядеть детство. В подобных ситуациях сами дети и их интересы как бы исчезают из контекста — важными остаются представления взрослых о том, какими бы они хотели видеть детей. В комментариях к ролику также проскакивают фразы «Я бы хотел/не хотел видеть себя на фотографиях таким ребенком». Это иллюстрирует так называемое нарциссическое расширение родителей — четкие представления о том, как ребенок должен выглядеть, вести себя, чем заниматься.
Соответственно, дискуссия изначально не о том, чего хотели бы дети. Ведь если спросить самих детей, какую съемку хотят они, наступит хаос, который вряд ли порадует родителей
С точки зрения психологии, мы можем утверждать, что данный альбом — не более, чем условная мишень для проекций взрослых на тему «А как хотелось бы мне». Ведь большинство вопросов в семье иерархически решают именно взрослые, а дети подчиняются. Например, где лучше провести каникулы — в Дубае или в деревне у бабушки; какой фотоальбом выбрать — с зайчиками или концептуальный. Но есть и еще два аспекта, на которые хочется обратить внимание.
Разное восприятие
Люди, задействованные в разных сферах — условно, творческие и нетворческие — обладают разными эстетическими предпочтениями. Что для первых красиво, для вторых — убожество, и наоборот. Например, что касается лиц с улыбками и без: для мира моды это символ стиля и дороговизны, вне этого мира — олицетворение отсутствия радости.
Самостоятельное решение взрослых
В детских учебных учреждениях обычно согласовывается оформление подобных альбомов, и, скорее всего, родители именно этих детей выбрали этот вариант коллективно, поддерживая идею автора.
При этом нельзя забывать и о том, что мы, зрители, ничего не знаем о реальном детстве этих детей. Нам неизвестно, как они живут, сколько времени провели на съемках, было ли им там весело и необычно или, наоборот, скучно и стрессово. И может ли в целом один альбом, как говорят комментаторы, лишить ребенка детства?
Кандидат психологических наук, практикующий психолог, научный консультант школы психологических профессий «Психодемия»
В чем проблематичность скандального фотоальбома
Альбом, созданный Павлом Компаном, вызвал много реакций — от восторга до полного отторжения. Его работа выглядит необычной, а все необычное вызывает смешанные чувства. В данном случае есть несколько значимых моментов:
Этот альбом — результат профессиональной работы большой команды;
Его создание — это процесс взаимодействия с детьми;
Альбом несет в себе высказывание о детстве;
Альбом — это память о времени в детском садике, которая долгие годы будет храниться на полках в семьях выпускников.
Альбом выглядит как намеренный эпатаж — использование яркой краски, дорогих брендов. Без этого вряд ли разгорелась бы жаркая дискуссия. Фотографу и продюсеру, конечно, хотелось не только порадовать детей, но и создать информационный повод — и это очень профессиональный подход к пиару, который полностью удался. Никакой другой детский альбом не обсуждали так много: говорят и о брендах, и о визажисте, и о самом Павле Компане — он не просто фотограф, а директор имиджевого агентства.
Но как же дети? Мне, как психологу, интересно поразмышлять, как им было в процессе? Весело ли краситься в розовый? Наряжаться во взрослую одежду, разговаривать со взрослыми «на равных»? Думаю, это могло бы быть интересной и захватывающей игрой. Или про детей забыли ради авторской задумки и относились к ним как к моделям? Хочется надеяться, что первый вариант.
Дети ведь так часто с удовольствием включаются в творческую деятельность и любят все необычное, особенно то, что запрещено: надевать мамину юбку, раскрашивать лицо зеленкой, рисовать на обоях
Очень понятно, что изначально задумка в том, чтобы сломать стереотип о «ванильном детстве» — показать детей с глубокой философской стороны, а не просто «глазами ностальгирующих взрослых». Дети, в самом деле, бывают задумчивыми, философствующими.
Больше всего споров и разговоров вызывают фотографии в дорогой одежде, но в альбоме также показаны рисунки, и не просто отсканированные, а с текстурой использованных материалов. Кроме того, там есть тексты самих детей.
Подводя итог, отмечу, что необычное всегда показывает новые идеи, побуждает к исследованию и любопытству. Кажется важным в этом альбоме разглядеть не только одежду, но и рисунки, не только розовые лица, но и мысли ребят.
А что думаете вы?
- Ужасный фотоальбом, это не для детей!%
- Вполне неплохо, не вижу проблемы%
- Хочу посмотреть результаты%