Мы используем ложь, чтобы ввести своего собеседника в заблуждение. Иногда это невинное вранье ребенка о съеденных конфетах, а иногда — офшорный счет в швейцарском банке. И то и другое приходится прятать так, чтобы никто не догадался.
Но австралийские ученые Дж. Арчули, Д. Маллард и Г. Виллар провели исследование и выявили три признака в речи лжеца, которые могут его скомпрометировать.
Отсутствие пауз
Первый и самый явный признак — четкая, заученная речь без пауз и паразитных междометий «хм», «мм…», «а-а». Лжец не один раз прокручивает у себя в голове свою речь, чтобы его точно не заподозрили. В итоге он избавляется от пауз.
Поэтому, когда с вами в обычной речи разговаривают без пауз и слов-паразитов, можно немного насторожиться: а не съел ли ваш возлюбленный последнюю печеньку, которую вы приберегли для себя на завтрак.
Мало слов
Второй признак — немногословность. А вдруг в течение разговора лжец что-то не так скажет или сболтнет лишнего? Такого нельзя допустить. Заядлые вруны пытаются сделать свою речь максимально краткой, чтобы у собеседника не возникало желания задать лишний вопрос и вывести лжеца на путь правды.
Поэтому вруны отказываются от большого количества описаний, метафор и долгого спича: они знают, что сами могут случайно запутаться в показаниях.
«Всегда» говорят «никогда»
Любители лгать должны убедить всех в своей лжи, поэтому они стараются добавлять в свою речь слова, которые подтверждают сказанное. Лжец «никогда» не будет сомневаться в своей речи. Он «абсолютно» прав. Он «всегда» уверен в том, что говорит. «Действительно, это так» — частые слова-маркеры.
Обратите внимание на подростка, когда тот говорит: «Честное слово, я никогда не курил за гаражами! Это были друзья, которые всегда дышат на меня». Быть может, это не совсем правда?
По материалам работы Арчули Дж., Маллард Д. и Виллар Г. «Um, I can tell you’re lying»: Linguistic markers of deception versus truth-telling in speech, «Доктор Питер»