Не секрет, что залогом успеха в развитии множества навыков, в том числе речи, является регулярность и систематичность занятий. Особенно важно именно в летний период, период отдыха от основных занятий с педагогом, самостоятельно отрабатывать дома упражнения, нацеленные на увеличение словарного запаса, правильное произношение слов и выстраивание грамматических конструкций. Чтобы занятия не утомляли, нужно лишь грамотно их дозировать и выбирать игровую форму.
Расширяем словарный запас
Если ребенок только начал осваивать слова (скорее всего, имена существительные), помогите ему в этом. Подсказывайте названия новых предметов, рассматривайте картинки в книжках и вслух произносите их названия. Задавайте простые вопросы: «Кто это?», «Где кот/Катя/дом/няня?» Помогайте с ответом. На этом этапе отдавайте предпочтение простым и коротким словам, а также максимально конкретным предложениям.
Когда слов в запасе уже много, но все же недостаточно, продолжайте обогащать словарь другими частями речи в формате простых игр. Например, можно хвалить любимую игрушку, соревнуясь, кто больше слов для этого придумает (обогащаем словарь признаков). Можно устраивать шуточные соревнования между игрушками, кто из них больше умеет (обогащаем словарь действий). Можно играть с игрушкой в прятки и озвучивать, где спряталась игрушка и откуда ее достали (обогащаем словарь предлогов).
Самые распространенные ошибки возникают при употреблении предложно-падежных конструкций
Очень интересна игра в загадки, когда нужно отгадать или найти предмет, о котором говорится. Отгадывать можно и по признакам, и по действиям, и по местоположению. Хороша также широко известная игра «Да-нет», когда один из участников задает вопросы о задуманном или спрятанном предмете, а второй отвечает только «да» или «нет».
Учимся грамматике
Как правило, самые распространенные ошибки в речи детей возникают при употреблении предложно-падежных конструкций. Для тренировки грамотного использования этих конструкций подойдет игра «Иностранец». По сути, это восстановление деформированной фразы, где слова даны в своей начальной форме. Говорим ребенку: «К нам приехал слон (любая игрушка может сыграть эту роль). Он иностранец и по-русски говорит не очень хорошо. Помоги мне его понять, переведи его слова». И сообщаем, что сказал слон. Например: «Слон хотеть клубника». Ребенок исправляет: «Слон хочет клубнику». Эту игру можно усложнить, произнося слова в неправильной последовательности: «Мама чашка стол поставить на».
Во всех играх на развитие грамматики следует особое внимание обращать на произнесение окончаний слов, выделяя их голосом и привлекая к ним внимание ребенка.
Учимся рассказывать
В этом деле нам помогут не столько речевые игры, сколько упражнения, потому что умение рассказывать — это в первую очередь умение выстраивать последовательность. Попробуйте, например, делать что-то, следуя указаниям ребенка: строить домик из кубиков, рисовать, лепить, готовить салат — фантазия не ограничена. Условие: ребенок — командир. Он говорит, с чего начать, как продолжить, видит, что получается в результате, замечает успехи и недостатки своих указаний, учится корректировать их, то есть использовать связную речь.
Пробуйте вместе пересказывать знакомые сказки и небольшие рассказы. Очень хороши для этого произведения В. Сутеева. Они красочно и понятно проиллюстрированы, доступны и интересны по содержанию. Картинки в них служат опорными точками для пересказа.
Совместно проведенное время обязательно принесет результат
Еще одна игра, которая хорошо развивает речевую память, — «Волшебная цепочка». Первый игрок произносит предложение из двух слов — основу. Далее игроки по очереди распространяют эту основу, добавляя к ней новые слова в произвольном месте. Важно не сбиться, правильно повторить то, что уже было сказано, добавив что-то свое. Например: «Идет дождь». «Идет сильный дождь». «Сегодня идет сильный дождь». «Сегодня весь день идет сильный дождь». «Сегодня весь день идет сильный, холодный дождь». Проигравшим считается тот, кто пропустил какое-то слово или не нашел, что добавить.
Учимся «выговаривать»
Здесь мы не обойдемся без физической подготовки мышц артикуляционного аппарата. Безусловно, артикуляционную гимнастику в каникулы прекращать не стоит. Кроме того, следует продолжать автоматизацию уже поставленных звуков, разучивая, например, скороговорки и соревнуясь в скорости их проговаривания.
Для того, чтобы ребенку легче было проговаривать сложные по структуре слова, следует развивать у него чувство ритма и умение запоминать последовательность слогов. Для этого можно повторять друг за другом хлопками различные ритмические рисунки, а также играть в игру «Запомни, повтори». Правила игры: ребенок должен повторить за взрослым 3, 4, 5 или больше слогов или слов строго в заданной последовательности. Для повышения интереса к игре ребенку и взрослому стоит меняться ролями.
Конечно, это далеко не полный перечень возможных речевых игр и упражнений с ребенком, но при регулярном включении их в ваше общение видимые изменения не заставят себя ждать. Не прекращайте занятия летом: совместно проведенное время обязательно принесет результат!
Об авторах
Елена Савостьянова — учитель-логопед Городского психолого-педагогического центра, территориальное отделение «Соколиная гора».
Елена Морозова — учитель-логопед Городского психолого-педагогического центра, территориальное отделение «Соколиная гора».