Два года назад началась пандемия, которая изменила весь мир. Поначалу многим из нас казалось, что это нечто сродни «птичьему гриппу» и останется в пределах Азии. Но к весне 2020 «накрыло» и Россию. В нашу повседневную речь вошли слова «удаленка», «самоизоляция» и «локдаун».
Буквально на ходу пришлось перестраивать привычную жизнь, кто-то ушел в отрицание, другие увлеклись конспирологическими теориями, третьи закупали гречку и переживали панику. Мы надели маски и наконец-то приучили себя пользоваться санитайзерами. Счет заболевших пошел на десятки тысяч, люди хоронили близких. Стало понятно, что это всерьез и надолго.
Шаг первый: вакцинация
Единственный известный медицине эффективный способ остановить пандемию — это вакцинация. С нее и начали.
Пока врачи в больницах подбирали заболевшим схемы лечения из уже существующих мире препаратов, ученые работали над изобретением вакцины. Поскольку мы давно делаем прививки от других заболеваний, задачей было соединить проверенные методы доставки вакцины в оганизм с новым коронавирусом. Примерно через год эксперты в разных странах представили несколько видов препаратов.
Прививка «знакомит» наш организм с вирусом — ослабленным или вовсе мертвым. Это необходимо, чтобы иммунная система научилась бороться с ним в «тренировочном» формате. Поэтому вакцина не гарантирует, что мы не подхватим коронавирус — но люди после прививки болеют определенно легче, чем непривитые.
В России зарегистрированы три вакцины от коронавируса — «Спутник V», «ЭпиВакКорона» и «КовиВак». В мире пользуются и другими вакцинами, одобренными ВОЗ.
Шаг второй: лекарство
Как лечить новый вирус, тоже было непонятно. Коронавирус сильно отличается от ОРВИ. COVID-19 вызывается вирусом, поражает легкие и вдобавок является нейроинфекцией, воздействуя на нервную систему (и мозг как ее часть). С таким уникальным «набором» человечество столкнулось впервые. Подбор препаратов шел отчасти методом проб и ошибок — и это не «промашка» медиков, а естественных ход событий.
Новая болезнь требовала новых протоколов лечения. Крупнейшие фармконцерны стали искать формулу максимально эффективного лекарства. На сегодняшний день наши ученые работают над препаратом «Мир-19». Но как минимум две крупные компании уже заявили о том, что новые противовирусные средства уже готовы к применению и совершат прорыв в лечении COVID-19.
- «Потенциально революционная» таблетка
4 ноября Великобритания стала первой страной, где одобрена «потенциально революционная» таблетка «Молнупиравир», разработанная американскими компаниями Merck & Co Inc (MRK.N) и Ridgeback Biotherapeutics.
Препарат в Великобритании будет называться Lagevrio. Он предназначена для внесения ошибок в генетический код коронавируса, вызывающего COVID-19, и принимается дважды в день в течение пяти дней. Разработчики заявили, что испытания на животных показывают: молнупиравир безопасен. Но эти данные еще не были обнародованы.
- «Убедительно полезная» таблетка
Другая крупная фармкомпания — Pfizer — также разработала антиковидный препарат в виде таблеток. Paxlovid снижает риск госпитализации или смерти на 89% при приеме в течение трех дней после появления симптомов, уверяют разработчики. За клиническими испытаниями наблюдали независимые эксперты. Они сказали, что польза препарата для пациентов оказалась «очень убедительной».
Представители Pfizer делают более уверенные заявления. «Результаты действительно превзошли наши самые смелые ожидания. Благодаря Paxlovid мир сможет быстрее вернуться к нормальной жизни», — сообщила Аннализа Андерсон, руководившая разработкой препарата.
Правительство США провело переговоры с Pfizer о закупке лекарства. Австралия, Южная Корея и Великобритания уже договорились о поставках препарата. Компания также пообещала продавать Paxlovid развивающимся странам на льготных условиях.
Что делать прямо сейчас?
Идти вакцинироваться, если ваш лечащий врач не выявил противопоказаний. Потому что пока ученые изобретают и испытывают «революционные» лекарства против коронавируса, самый эффективный способ снизить риски тяжелого течения заболевания и смерти — это вакцинация.
Когда антитела к инфекции будут выработаны у более чем 80% населения, коллективный иммунитет должен остановить распространение вируса. На сегодня иммунитет к коронавирусу есть уже у 49 миллионов россиян (примерно у 34% жителей страны), однако этого пока недостаточно, чтобы остановить пандемию.