Разумеется, выбор ваш ребенок должен сделать самостоятельно — нельзя навязывать ему тот карьерный путь, который родителям кажется для него подходящим. Но важно поддержать его в поисках и помочь понять, в какой области и профессиях он сможет раскрыть свои таланты.
Когда начинать
Делать это можно уже в младшем школьном возрасте, когда, казалось бы, до выбора профессионального образования еще далеко. В этот период стоит расширять кругозор ребенка о мире профессий, пробовать разные занятия: посещать кружки и секции, читать книги, участвовать в каких-то активностях.
Во-первых, так он получит большой разносторонний опыт, на основе которого потом будет выбирать будущую профессиональную стезю. Во-вторых, уже в этот момент родители могут отслеживать, что нравится школьнику, что у него получается, а что, наоборот, не вызывает отклика. Первое надо поощрять, к последнему — не принуждать.
Если ребенок хочет, например, бросить музыкальную школу, потому что уроки не доставляют ему удовольствия, не нужно его отговаривать: лучше сразу отсеять неподходящие занятия и продолжить поиски
Исключение составляют те варианты карьеры, которые начинаются еще в дошкольном возрасте, — например, профессиональный спорт. Но поскольку такие решения надо принимать очень рано, сначала лучше проконсультироваться с тренерами и профильными специалистами, которые смогут оценить потенциал ребенка и вероятность, получится ли у него построить успешную спортивную карьеру.
Средняя школа
В этот период школьники уже более серьезно задумываются, чем бы им хотелось заниматься в будущем. Им приходится делать первые шаги в эту сторону: например, определяться с вариантом профильного обучения в школе, а также в целом готовиться к важному выбору между получением среднего профессионального образования после девятого класса или продолжением обучения в школе и поступлением в вуз.
Поэтому родителям важно помогать уже не только расширять кругозор ребенка, подростка, но и формировать представление о рынке труда — о востребованности профессий, уровне зарплат, образовательных возможностях. Конечно, для этого придется самим изучать ситуацию, чтобы быть в курсе меняющихся тенденций.
Этап средней школы — один из самых сложных. Часто случается, что подростку в этот период ничего не интересно и ничем не хочется заниматься — это связано с особенностями возраста. Преодолеть сопротивление можно, если открыто поговорить с ребенком и предложить ему взять консультацию эксперта по профориентации.
Такой специалист сможет оценить интересы и сильные стороны подростка и вместе с ним подобрать возможные траектории развития. Но чтобы ребенок согласился на такой шаг, между ним и родителями должны быть доверительные отношения.
Другой способ мотивировать ребенка задуматься о самоопределении — понять, какие занятия его все же интересуют
Например, если он любит играть в онлайн-игры, можно показать ему, что в этой сфере есть свои возможности для заработка — создание игр, их дизайн и продвижение, все, что связано с киберспортом, специализированные журналы и так далее.
Задача — сделать так, чтобы подросток видел: игра — это не просто развлечение, а продукт, который над которым работает множество специалистов, и он может стать одним из них. Если его заинтересует такая возможность, он сам начнет искать информацию об уровне зарплат, успешных примерах, о том, где можно этому научиться. И конечно, родителям нужно быть крайне внимательными, чтобы найти такую зацепку, которую ребенок сможет развернуть в будущую профессию.
Старшая школа
К старшей школе подростки обычно уже определяются с колледжем или вузом и начинают готовиться к экзаменам. Но если ребенок еще не принял решение или сомневается в своем выборе, родителям нужно предложить ему свою помощь. Тянуть дальше уже опасно, чтобы не пришлось поступать наобум.
Если сравнить выбор профессии со сферой медицины, то задача родителей тут скорее — забота о профилактике здоровья. Они создают условия для самоопределения ребенка: возможность пробовать себя в разных занятиях, узнавать о профессиях и рынке труда, получать поддержку со стороны семьи. Но если что-то идет не так и школьник не может сделать выбор — особенно в старших классах, — пора обращаться к врачу. То есть к специалистам по профориентации.
Родителям, воспитанным в стереотипах старой системы образования и профессионального определения, важно помнить: сегодня реалии иные, многие люди меняют свой путь и род занятий и могут реализовать свои таланты даже в немолодом возрасте.
Всевозможные варианты обучения онлайн и на многочисленных курсах открывают новые горизонты для тех, кто когда-то поспешил с выбором и чувствует, что занимается не своим делом.
Ценность высшего образования не ставится под сомнение, но в цифровом мире меняется отношение и к этому фактору, многие работодатели смотрят на опыт и портфолио специалиста больше, чем на корочки и дипломы.
Конечно, выбор предметов для сдачи экзаменов в 9 и 11 классах и решение, куда затем подавать документы, — своего рода стратегия. Но это не окончательный приговор всей судьбе человека.
Поэтому главное, что могут сделать родители, — помогать ребенку, подростку находить интересные занятия и реализовывать свой потенциал, учить его слушать и слышать себя, мыслить самостоятельно и нешаблонно и видеть новые и новые возможности, которые так или иначе открывает перед ним жизнь, и прилагать усилия на интересном ему пути.
Сооснователь, директор по разработке и исследованиям проекта «Профилум»