«Кришнамурти не существует, как не существует ни Бога-утешителя, ни смысла жизни» – так утверждает этот ироничный, ни на кого не похожий индийский философ. Истина для него – это «страна без дорог», личный образ, который постоянно созидает каждый из нас. И сам он не претендует на то, что познал истину или несет ее людям: «Когда вы начинаете следовать за кем-то, вы перестаете следовать за истиной». Каждый человек может соприкоснуться с собственной мудростью – без посредников, отбросив легковерие и прописные истины, и тогда он станет «сам себе учитель и сам себе свет». В таком ключе, который нашел бы понимание у другого философа – Сократа, он подводит нас к тому, «как мыслить», и призывает к «тихой революции» – к самопознанию и преодолению страха, чтобы открыться навстречу реальности «того, что есть» и пойти по единственному пути, ведущему в духовное измерение нашей жизни.
Сбежав из Индии, где в нем слишком желали видеть гуру, он обосновался в Калифорнии. Последующие 50 с лишним лет он ездил по всему свету, читая лекции, на которых побывали тысячи людей. Тексты его бесед, дышащие предельной честностью и всегда с долей юмора, до сих пор привлекают огромную аудиторию. «Этот яркий западно-восточный мыслитель показал, что можно уйти с поверхностного уровня жизни вглубь без всяких догматов, – говорит философ Григорий Померанц. – Кришнамурти убеждает парадоксами и стихотворениями в прозе – вне логики, вне рассуждения. Он убеждает всем собой».
Его даты
- 1895: родился в ортодоксальной брахманской семье на юге Индии.
- 1908: взят на попечение главой Теософского общества Анни Безант, которая хочет воспитать из него мирового Учителя и мессию.
- 1911: становится неофициальным главой «Ордена звезды Востока».
- 1911-1921: учится в Англии.
- 1922: получает новый духовный опыт, связанный с трансформацией сознания.
- 1929: отказывается от роли мирового Учителя, заявляет о нежелании участвовать в религиозных организациях.
- 1930: переезжает в Калифорнию (США). Выступает перед многотысячными аудиториями в разных странах.
- 1969–1974: публикует свои знаменитые беседы «Единственная революция» и «Свобода от известного».
- 1986: умирает в Калифорнии.
Ключи к пониманию
Внимательно относиться к настоящему
Догмам, моделям, непоколебимой вере в авторитеты Кришнамурти противопоставляет бдительность, риск, постоянные сомнения. «К истине нет дорог, и в этом ее прелесть – она живая…» Чтобы добраться до нее, достаточно уделять пристальное внимание настоящему, обычной повседневности. «Вы не можете познать себя, если не увидите себя таким, как вы есть, в данный момент, не искажая себя и не испытывая желания себя менять. В этот момент то, что вы увидите, навсегда изменится, потому что исчезнет дистанция между наблюдателем и наблюдаемым, а без нее нет конфликта».
Жить как новое существо
«Знать» в понимании Кришнамурти означает «полностью обнажить себя, сбросить с себя груз прошлого и реагировать на сюрпризы и вызовы жизни как новое существо». Это значит освободиться от мысли, которая является привычной реакцией нашей памяти – такой реакцией, которая нацелена на постоянное прокручивание знакомой и тем самым ободряющей нас схемы.
Страх мешает уму раскрыться
Любая школа – это «смертоносный гончарный круг», который крутится вокруг прошлого, специализации, конкуренции и авторитета. Нужны такие школы, где самопознание преподается наравне с математикой. Задача этих школ – давать знания и развивать учеников, не запугивая и не давя авторитетом: «Как только появляется страх, вы перестаете по-настоящему постигать новое… Накапливание знаний превращает нас в роботов, а познание позволяет уму быть спонтанным, молодым и чутким».
Обрести неподвижность ума
Хотя Кришнамурти никогда не рассказывал о собственном способе медитации, он объясняет, как можно увидеть истину. «Знаете ли вы, что значит смотреть на дерево без единой мысли, без воспоминаний, которые бы примешивались к вашему созерцанию, к вашим ощущениям, к вашим чувствам в это мгновение сосредоточенности, – так, будто есть только дерево, а вас, смотрящего на это дерево, нет?» В момент этой неподвижности ума «истина может обрести существование». Для Кришнамурти это состояние есть созидание, безграничное пространство, пропитанное «невероятной энергией Вселенной».
Красота там, где нет эго
«Любовь – это не ощущение. Не удовольствие, не желание и не его утоление. Не ревность и не ненависть. Чтобы испытать ее, нужно быть очень восприимчивым к красоте. Речь не о женской или мужской красоте… Красота, о которой я говорю, существует там, где нет эго. Эта красота, эта любовь, эта истина – наивысшая форма разума…»
Об этом
Тексты бесед Джидду Кришнамурти
- «Вне насилия». София, 2004.
- «Образование и смысл жизни». София, 2003.
- «Единственная революция». Разум, 1997.