«Козел отпущения»: как мы уже много веков практикуем «культуру отмены»
Джони Депп
Фото
Harald Krichel / Wikipedia

Культурные комплексы

Концепция культурных комплексов появилась в аналитической психологии благодаря работам Карла Густава Юнга. Хотя сам аналитик больше внимания уделял теории архетипов, его ученик и последователь Джозеф Хендерсон занялся популяризацией понятия культурного комплекса.

Согласно его теории, культурный комплекс — это эмоционально заряженная совокупность исторической памяти, идей, образов и поведения, которая существует в психике группы и является общей для всех членов этой группы. В качестве исходного события, который запускает механизм формирования такого комплекса, всегда выступает травма. Для таких культур, как славянская, это травмы, вызванные голодом или эмиграцией. Для еврейской культуры — травма, связанная с антисемитизмом. Для австралийцев и латиноамериканцев травматическим опытом было вторжение европейцев и притеснение коренных народов. 

Ментальные установки, присущие разным культурам, можно проследить в народных сказках и мифах, семейных традициях, отношении к женщинам и детям и на бытовом уровне.

Каждый раз, когда вы приезжаете в отпуск в неблизкую страну, эти установки первыми бросаются в глаза

В Италии или Греции местные жители заказывают чашку эспрессо в кафе и сидят с ней весь день, читая газету. Они никуда не спешат и даже не смотрят на часы. Американцы постоянно улыбаются и спрашивают «How are you?» по сто раз на дню.

История и культурное наследие направляют поведение жителей страны или региона. Мы можем годами совершать одни и те же действия, не понимая их смысла. Например, в российской культуре принято делать заготовки на зиму. Мы видели, как бабушка солит огурцы и варит варенье, как будто собирается накормить ими всю деревню. Мама тоже продолжает эту традицию, хотя понимает, что все это можно купить в магазине и сэкономить время. Но бессознательно психика «просит» запасов на зиму. Потому что помнит голод, помнит блокаду и помнит детей, которые не выживали из-за отсутствия еды. 

Козлы отпущения: без вины виноватые 

Один из общих для многих стран и культур комплекс называется комплексом козла отпущения. В книге юнгианского аналитика Сильвии Бринтон Переры «Комплекс козла отпущения» ему дается такое определение: «Всегда существуют люди или группы, которых обвиняют в том, что они приносят несчастье. К ним относится понятие «козел отпущения».

«Поиск его означает выявление людей, которых можно было бы идентифицировать со злом, подвергать их за это травле и изгнать из семьи или из коллектива, чтобы избавить оставшихся от чувства вины»

Изначально под козлом отпущения имелся в виду самый настоящий козел. Термин взят из ветхозаветного обряда, который иудеи совершали во время праздника Йом-Кипур, что в переводе означает «День искупления» или «Судный день». Иудеи приводили в Иерусалимский храм жертвенных животных — козлов, на которых символически возлагались на грехи всего еврейского народа. После этого козла уводили в пустыню, о его дальнейшей судьбе никто не знал. Таким образом люди избавлялись от чувства вины за свои грехи. 

Козлом отпущения можно назвать любого человека, на которого навешивается ярлык виноватого за чужие провинности. Такой человек всегда найдется в большом коллективе, семье, группе. После того как объект выбран, на него смещаются все неприятные чувства группы (гнев, зависть, вина, стыд и неуверенность). Затем козлов отпущения высмеивают или преследуют, чтобы отвлечься от собственных недостатков и избежать бремени вины и ответственности.

В книге «Насилие и священное» философ Рене Жирар пишет, что в силу человеческой природы зависть постепенно накапливается в обществе, пока не достигает переломного момента, когда порядок и разум уступают место власти толпы, хаосу и насилию: «Чтобы подавить это „безумие толпы“, которое представляет собой экзистенциальную угрозу для общества, незащищенный или уязвимый человек или группа выделяются в качестве стока для всех плохих чувств, и плохих чувств, порожденных плохими чувствами».

Сегодня культура отмены позиционируется как проявление новой этики. Но так называемый кэнселлинг, или просто — травля, по сути является проявлением комплекса козла отпущения

Каждый день можно прочитать об очередной звезде, которую затравили за публичное высказывание или неподобающее поведение. Но так ли ново это понятие? Исторические примеры говорят, что нет. Под современным названием скрывается старый комплекс, цель которого сводится к поиску и вытеснению из коллектива козла отпущения. Будь то Канье Уэст, Джонни Депп или Регина Тодоренко.

«Козел отпущения»: как мы уже много веков практикуем «культуру отмены»
Уильям Хант «Козел отпущения» (1856)
Фото
Wikimedia.org/CC0

В семье не без урода 

История знает множество примеров, когда козлами отпущения становились не только люди, но и целые страны и народы. На протяжении всей истории человечества использование одной группы другой в качестве козла отпущения использовалось как способ политического или экономического доминирования.

Самым трагическим примером поиска козлов отпущения в современной истории является Холокост. Адольф Гитлер, как известно, считал евреев козлами отпущения за страдания немцев после Первой мировой войны и приложил все усилия, чтобы избавить мир от еврейского народа.

Еще один пример: вытеснение коренных американцев с собственных земель. Многовековые преследования в конечном итоге привели к почти полному искоренению индейского населения в США.

Психолог Эрих Нойманн в книге «Глубинная психология и новая этика» пишет: «Узаконенная форма психологии козла отпущения преимущественно используется блюстителями старой этики в качестве орудия культуры и цивилизации. С другой стороны, эта психология играет значительно более важную и поистине катастрофическую роль в истории человечества». 

Культурные комплексы временами могут захватить контроль над сознанием человека и управлять его поведением. Как видно из примеров, они могут захватывать целые народы, хотя чаще выбор козла отпущения начинается с малых групп, например с семьи.

В нашей стране есть популярная поговорка «В семье не без урода», смысл которой сводится поиску того, на кого в семье будут проецироваться все негативные эмоции

Есть множество причин, по которым родитель может сделать ребенка козлом отпущения, но ребенок никогда не виноват. Одна из причин может быть такая: мама осталась с ребенком одна, обиду на отца она выплескивает на ребенке. Спустя время мама благополучно выходит замуж, рождается новый малыш, а первый так и остается козлом отпущения. Или, например, единственный мальчик в семье может быть любимым ребенком, а второй дочери отводится роль козла отпущения — это свойственно жителем восточных стран, где высоко ценится именно наследник рода. 

Родители, которые считают своих детей козлами отпущения, как правило, не способны к самоанализу и пониманию того вреда, который они наносят ребенку. Они сами могли вырасти в неблагополучных семьях, в которых одни дети были козлами отпущения, а другие любимыми детьми. Они могут иметь нарциссическое расстройство личности, при котором психика склонна идеализировать и обесценивать других. Но несмотря на это, дети крайне редко понимают, что выполняют роль проекций родителя, и принимают свою «проблемность» как данность.

Выделение в семье «плохого» может привести ребенка к психологическому стрессу на всю жизнь, когда он будет пытаться одновременно доказать всем и себе свою плохость и избавиться от нее. Для психики это сложная задача. Но увидеть в себе проявление культурного комплекса — уже важный шаг для того, чтобы работать с его последствиями.

3 признака того, что вы стали козлом отпущения: 

  1. Самосаботаж или самоповреждение: козлы отпущения склонны усваивать сообщения, что с ними что-то не так. Это может привести к неосознанным попыткам причинить себе вред, чтобы оправдать свою «плохость». 

  2. Постоянное чувство вины, желание угодить другим. Изгнанный из стаи козел отпущения ищет способы вернуться. Поэтому всегда ставит на первое место удовлетворение чужих желаний: так он надеется избавить от чувства вины, но только сильнее загоняет себя в рамки. 

  3. Выбор токсичных и созависимых отношений, в которых на партнера проецируется образ отвергающего родителя. Не имея возможности научиться выстраивать доверительные отношения в детстве, козлы отпущения и во взрослом возрасте проигрывают те же сценарии отношений.

ТРИ КНИГИ НА ЭТУ ТЕМУ

  1. Сильвия Бринтон Перера «Комплекс козла отпущения. Миф и психология коллективной Тени»

  2. Эрих Нойманн «Глубинная психология и новая этика»

  3. Томас Сингер «Культурный комплекс. Современные юнгианские взгляды на психику и общество»