alt
Фото
Getty Images

В компании, в которой вы работаете, наверное, нет должности «директора по счастью». А вот в некоторых американских компаниях уже есть Chief Happiness Officer (CHO). Должностные обязанности этого топ-менеджера состоят в том, чтобы делать сотрудников счастливыми – не больше и не меньше. И такую заботу о персонале можно считать даже трогательной, однако здравый смысл, согласитесь, почему-то восстает против подобной позиции в штатном расписании.

В Великобритании только что вышла книга «Индустрия счастья».1 Ее автор, социолог и экономист Уильям Дэйвис (William Davies), директор Центра политэкономических исследований Лондонского университета, высказал то, что уже давно не дает покоя многим философам, психологам и публицистам. Повальная увлеченность счастьем и погоней за ним приобретает в современном обществе все более странные, а подчас и извращенные черты. Отчасти в этом повинна, увы, и позитивная психология, примитивно понятые идеи которой запустили своего рода конвейер. Он теперь бесперебойно штампует книги, сулящие счастье каждому читателю, приложения для смартфонов, определяющие уровень счастья по пульсу и прочие «счастьеобразующие» товары. Быть несчастливым становится почти дурным тоном. А Американская Психиатрическая Ассоциация включила в очередной вариант Руководства по диагностике и статистике психических расстройств DSM-V (Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders) застенчивость и печаль - как расстройства, подлежащие лечению.

Уильям Дэйвис резко критикует эту одержимость счастьем. И особое внимание, как экономист, уделяет стремлению крупных компаний в обязательном порядке осчастливить весь свой персонал. «Переход от постиндустриальной эпохи к информационной изменил характер труда, - констатирует Дэйвис. – На первый план все больше выходят психологические требования: такие как интеллект и навыки общения с заказчиками или клиентами». Соответственно, и руководителям компаний все больше приходится брать на себя функции психологов, заботясь о поддержании оптимального душевного состояния своих подчиненных.

Книга на тему

Кому нужен «директор по счастью»?

Маршалл Голдсмит

«Mojo. Как его получить, как его сохранить и как вернуть, если вы его потеряли»

Эта книга была написана по следам финансового кризиса 2008 года. Маршалл Голдсмит, один из самых авторитетных бизнес-консультантов в мире, описывает пути выхода из ситуации, когда привычные пути достижения успеха не работают.

Однако эта задача часто понимается слишком упрощенно. Корпорация Google в свое время одной из первых задалась целью создать офис, из которого сотрудникам не хотелось бы уходить. И пример оказался заразительным. Сегодня крупные компании обеспечивают своих работников бесплатным питанием, нанимая лучших шеф-поваров, в специально оборудованных комнатах работают массажисты, на офисных территориях возводятся гимнастические залы, бассейны и теннисные корты. Но Уильям Дэйвис видит в этих благодеяниях скорее манипулятивные приемы, которые должны покрепче привязать работника к офису – и тем повысить его производительность. Топ-менеджеры ведут себя как недальновидные родители, полагающие, что единственный способ завоевать любовь ребенка – завалить его игрушками.

По мнению Дэйвиса, нельзя сделать человека счастливым, не спрашивая о его желаниях. А эти желания едва ли сводятся к тому, чтобы проводить всю свою жизнь, не покидая пределов офиса. Для большинства людей очень важна четкая граница между работой и всей остальной жизнью. Та самая граница, которую активно размывает погоня большого бизнеса за счастьем своих работников. Сотрудников следует «активнее вовлекать в выработку стратегии компании, наделять большей ответственностью и спрашивать об их устремлениях», - пишет Дэйвис. Сознание того, что тебе доверяют, и ты можешь работать автономно, ценнее любых плюшевых игрушек на рабочих столах, массажей в обеденный перерыв и бесплатного пива по пятницам (есть в некоторых компаниях и такая практика). И как бы ни был прекрасен ваш офис, главное преимущество, которое он вам может предоставить – это возможность находиться вне офиса, уверен Уильям Дэйвис.


1 W. Davies «The Happiness Industry: How the Government and Big Business Sold us Well-Being» (Verso, 2015).