Родители 14-летнего Кирилла много работают, чтобы обеспечить семье достойный уровень жизни. Папа Кирилла адвокат, мама — доцент в университете. Для своего ребенка они хотели бы такого же обеспеченного будущего. Поэтому Кирилл полностью загружен: учеба в школе и дополнительные занятия отнимают все его время. После школы мама одноклассника подвозит Кирилла до дома, и это единственный промежуток времени, когда мальчик может перевести дух и подумать о чем-то другом, кроме уроков. Ведь дома его ждет домашнее задание.
Родители возвращаются к ужину, но прежде, чем сесть за стол, они внимательно проверяют его дневник. Кирилл знает, что они беспокоятся за него, и поэтому выкладывает перед ними все, чтобы не разочаровать. При этом он признается, что время от времени ему «хотелось бы ничего не делать», а позвать друзей в гости или даже просто поваляться на диване в обнимку с котом. Тем не менее даже во время каникул Кирилл каждый день погружается в бездну учебников, тетрадей и контурных карт.
К сожалению, случай Кирилла далеко не единственный. Дети часто подвергаются подобному давлению со стороны родителей. «Родители требуют от детей подробного отчета об успехах уже с первых лет обучения, — утверждает 28-летняя воспитательница Анна. — Они даже рисунки проверяют или, что еще хуже, сравнивают их с рисунками других детей». Чего же хотят родители? Чтобы их дети научились справляться с конкуренцией, стали первыми. Ведь именно этого требует от нас современное общество.
Культ успеваемости
В дни, когда помимо школы у ребенка есть внеклассные занятия, тиски сжимаются еще сильнее. Занятия могут быть два, три, даже четыре раза в неделю. Получается, что будние дни забиты под завязку, и даже суббота расписана по минутам.
«Занимая все детское время, родители не осознают, что так они опустошают это время с духовной точки зрения, — уверяет детский психотерапевт Маргарита Този. — Иногда родители перекладывают на ребенка непростую задачу самому привнести смысл в собственную жизнь. Речь идет о взрослых, у которых помимо работы мало интересов и для которых их ребенок — центр вселенной».
В таком случае появляется риск так загрузить детей различного рода активностью, что у них не останется времени мечтать, фантазировать, отпускать свои мысли в полет. Другими словами, у них исчезает время проектировать себя в будущем, то драгоценное пространство, необходимое им, чтобы сложить мозаику их формирующейся личности.
Стресс от чрезмерной нагрузки
В условиях кризиса вдали постоянно маячит призрак безработицы. Чтобы обезопасить будущее своих детей, некоторые родители делают большой упор на учебу и внеклассные занятия. «Это правда, — признается 49-летний Алексей, отец одиннадцатилетнего Миши и восьмилетней Агаты. — Они приходят по вечерам уставшие.
Порой мне кажется несправедливым поднимать их в субботу в 7:30, но я делаю это для их же блага: это единственное свободное утро, чтобы сходить в бассейн. В жизни нужно ставить себе цели, а чтобы их добиться, нужно преодолевать препятствия, чем-то жертвовать. Если они сейчас этому не научатся, они не будут готовы к взрослой жизни».
«Чаще всего жертвами такого круговорота становятся мальчики. Груз обязательств для них невыносим, и из-за этого некоторые из них ломаются: среди моих маленьких пациентов заметен сильный рост количества патологий, связанных с тревогой, например гиперактивность и неспособность сосредоточиться», — предостерегает Този.
Миф о вундеркинде
Мучительное стремление к успеху любой ценой подпитывается современным мифом об идеальном ребенке, который переживается родителями как нарциссическое продолжение их самих. Так, они начинают планировать будущее своего ребенка еще во время беременности.
Однако часто эти надежды превращаются в манию, и все заканчивается тем, что на ребенка возлагается неосознанная миссия: искупить неудачи родителей и реализовать те цели, которых они сами не смогли достичь. Ребенок принес плохую оценку? Родители в истерике, ведь в этом они видят упрек самим себе. «Не переживайте победы и поражения ваших детей так, будто это ваши победы и поражения», — советует Този.
Несмотря на это 46-летняя Дарья не может изменить точку зрения. Ее сыну Филиппу не нравится классический лицей, и он просит перевести его в обычную школу. «А я считаю, что прочная общекультурная база будет ему полезнее и откроет более широкий спектр возможностей», — настаивает Дарья. Результат? Ее отношения с сыном больше не основываются на доверии, а учителя все чаще вызывают ее в школу из-за многочисленных пропусков занятий. Однако Дарья не сдается, хоть и признает: «Очевидно, это моя вина».
По мнению Този, в большинстве случаев в основе проблемы лежит неуверенность и неудовлетворенность родителей: «В наше время на детей ложится слишком много обязанностей, и от них все время ждут максимальной эффективности». А детям ничего не остается, кроме как выдерживать эти испытания, демонстрируя совершенство и силу».
Свобода «ничего не делать»
Подобное поведение не лишено риска. Жизнь сообразно желаниям родителей блокирует рост желаний самих детей. Как можно не потерять контакт с собственным внутренним миром, когда вся жизненная энергия уходит на то, чтобы угодить и не разочаровать? «Перед нами поколение «газообразных детей», которые словно газ витают вокруг и не могут закрепиться», — уверяет Този. Находясь под давлением, сосредоточенные на том, чтобы угодить родительским надеждам, дети не всегда находят время и силы для того, чтобы заглянуть в себя и понять, кто они и чего они хотят.
Когда это давление рискует их сломать, дети реагируют на него поведением, противоположным ожидаемому. Например, 13-летняя Юля привыкла быть отличницей. «Когда она приходит домой после написанной на «отлично» работы, она чувствует себя хуже всех», — говорит ее мама: ведь Юля, несмотря на хорошие оценки, воспринимает каждую школьную контрольную так, будто она определяет все ее будущее.
А 11-летний пятиклассник Лева, напротив, с самого начала учебного года демонстрирует полное безразличие. «Он будто щеголяет количеством замечаний, которые на него так и сыпятся, и гордится тем, как он молчит во время экзаменов», — жалуется его мама.
«Это те типы поведения, которые сигнализируют о том, что детям некомфортно», — замечает Този. В таком случае она советует немного «сбавить темп» и предлагает следующее: «Для учеников, у которых трудности, желательно пересмотреть распорядок дня, уменьшить количество обязательств, убрать самые энергозатратные внеклассные занятия.
Этот совет также актуален и для учеников младших классов, склонных к апатии, нетерпению, грусти. Детям нужно оставаться наедине со своими мыслями, дать им волю, разрешить своим желаниям выйти из эмоциональной магмы, чтобы потом начать их преследовать и в итоге достигать целей, идущих от сердца».
Родители школьника или просто родители?
«Однажды у меня случилось что-то вроде озарения. Марта грустила, она во втором классе и очень старается хорошо учиться. Она получила двойку по математике, и я хотел ее утешить. «Это не так важно, не ругай себя, в следующий раз будет лучше», повторял я, — рассказывает 37-летний Роман. — Единственной проблемой, которую я на тот момент видел, была двойка по математике, и ничего больше, пока Марта не заплакала и не сказала, что одноклассники над ней смеются и обзывают толстушкой. Как я мог быть так слеп? Как я мог забыть, что моя дочь прежде всего девочка, а уже потом — школьница?»
С тех пор Роман продолжил следить за успеваемостью дочки, не забывая при этом и про все остальное. «Теперь, как только мы выходим из школы, я сразу спрашиваю, как у нее дела. Только после этого мы спокойно переходим к обсуждению ее успехов в учебе. Я все еще довольно строг и требователен, потому что в школе нужно трудиться. Но теперь она знает, что я ее люблю независимо от того, будет она первой ученицей в классе или нет».
Домашнее задание: что делать родителям?
Врач-педиатр Роберто Альбани, автор книг для родителей, рассказывает, как вместе с ребенком переживать школьные неудачи и научить его выполнять домашнее задание самостоятельно:
- Часто в школе задают слишком много трудных заданий. Таким образом родители превращаются в учителей на дому. Однако это может свести к минимуму шанс быть независимым: симбиоз с родителями затянется, а эмоциональное и когнитивное развитие будут под угрозой.
- Родители должны просить учителей задавать не слишком сложные задания, которые дети могли бы полностью решить самостоятельно. Если это невозможно, правильным будет оставить ребенка самого делать домашнее задание, периодически давая советы, но избегая того, чтобы полностью делать его вместе. Риск получить плохую оценку есть, но это лучший способ направить ребенка по пути самостоятельности.
- Лучше не критикуйте учителей и преподавателей при детях. Ребенку, испытывающему трудности в школе, родители должны показывать свою солидарность чтобы справиться с «врагом». Так вы сможете вернуть семье статус единственного убежища, где ребенок сможет укрыться и откуда он должен научиться выходить, чтобы идти по собственному пути.