После карантина в наших дворах что-то изменилось. Стало не так, как было в летние месяцы прошлых лет, но перемены неуловимо напоминают о советском детстве… Во дворах снова гуляют дети. Много детей разного возраста.
Это не только малышня с бабушками, мамами и нянями — их как раз можно увидеть всегда. И даже не томящиеся пубертатные подростки, коротающие вечера на детских и спортивных площадках. По району носятся дети 9-12 лет и — да неужели?! — даже играют во что-то типа пряток.
Обычно летом они были на дачах и в лагере. Карантин спутал карты, многие родители лишились летних отпусков, да и лагеря не начали работу. За весну дети, возможно, наигрались на компьютерах и планшетах — и вот они стали носиться, как мы когда-то, всей толпой, с воодушевлением прячась, догоняя, «отстреливаясь» и вспоминая с помощью старших почти забытые игры.
Минутка ностальгии
Я росла в Москве и пошла в школу в середине восьмидесятых. Лет с 7 меня, домашнюю девочку, отпускали играть во двор, и в первом классе я вместе с подружками самостоятельно ходила в школу и из школы. С нами носились и ребята помладше — шестилетние и даже пятилетние, с неизменными ключами на шее. Бабушки у подъезда знали всех поименно и нередко информировали родителей, кто побежал жечь костер на пустырь, а кто упал с качелей и порвал штаны.
В двухтысячных мы снабдили уже своих детей сотовыми телефонами и нервничали, если абонент был недоступен. Детей стали провожать в школу до 3 или 5 класса, отпускать одних в метро после 11-12 лет. Появились GPS-браслеты и приложения, которые помогают родителям контролировать чадо и верить, что благодаря этому оно в относительной безопасности.
Размышления на тему «в наше время было меньше преступников» мне кажутся непродуктивными, потому что информированности тоже было меньше, но трагические случаи происходили всегда. В жизни любого родителя наступает время, когда пора начать отпускать ребенка. Это нормальные шаги к самостоятельной жизни. Но когда будет правильным разрешить сыну или дочери в одиночку отправиться в школу?
Когда пора?
Очевидно, что это напрямую зависит от многих факторов. И все же — есть ли точка ориентира для тех, кто задался таким вопросом? Участники нашего опроса дали свои ответы. Основные выводы такие:
- В Москве и Петербурге детей обычно отпускают одних в возрасте около 10 лет
- В городах поменьше этот возраст сдвигается, и первоклашки уже ходят в школу и гуляют самостоятельно
- При наличии старшего брата или сестры младшего ребенка отпускают раньше
- Девочек родители сопровождают до более взрослого возраста
- Многое зависит от характера ребенка и расстояния, сложности пути
Что думают родители?
«Это зависит от совокупности факторов: местности, безопасности в данном регионе, района, навыков и особенностей ребенка. Мы, например, переехали в другой район, когда сыну было 7 лет. В 6 он гулял у нас во дворе дома. В новом районе отпустили гулять самостоятельно в 10-11 лет».
«Дочь с 7 лет гуляет с GPS-телефоном рядом с домом. В школу — тогда же, если рядом, лучше без перехода дороги».
«С 10 лет примерно, но у меня мальчики, я знаю многих родителей, которые девочек вообще одних не выпускают, и, вполне вероятно, они правы».
«Первое, что меня удивило в Казани, — это гуляющие во дворе без взрослых шестилетние дети, а с восьмилетними могут уже и младших, лет четырех, отпускать погулять. Конечно, какие-нибудь соседские бабушки всегда на лавочке сидят, но это не родные бабушки и не родители. Или второклассники в подземном переходе казанского метро, которые шли на какие-то соревнования и выбирали в ларьке пирожки-булочки, тоже без всяких взрослых. Не помню, когда видела в Петербурге детей даже 10 лет без взрослых, и знакомые говорили, что детей без взрослых просто из школы не отпустят...»
«У нас с 4 лет где-то сами ходят, но мы в Швейцарии».
«Могу сказать, что в школе это разрешено с 10 лет, с письменного согласия родителей».
«У меня двое. Погодки. Начали сами ходить класса с третьего, младший, соответственно, со второго. И в магазин, благо он в нашем же доме. Хотели приучать к самостоятельности пораньше».
«Мой редко гуляет во дворе нашего дома в Москве один. Начал где-то в 7. Сейчас ему 9, в школу пока через дороги одному не разрешаю. Если бы ходил в школу в нашем дворе, то пускала бы с семи. Но у нас лифт чудит иногда, поэтому думаю, что встречала бы его у подъезда. Новая школа так далеко, что буду возить сама еще лет до 11-12».
«Если передержать момент «отпускания», то ребенок может решить, что мир слишком опасный»
Екатерина Клочкова, психолог
Возможности ребенка с каждым днем становятся больше — он умнеет, становится сильнее, самостоятельнее, развивается ответственность, критическое мышление и здоровое стремление к независимости. Логично, что в какой-то момент он станет довольно самостоятельным, чтобы можно было его отпустить сначала в школу в соседнем дворе, а потом, через несколько лет, и на подготовительные курсы в другом конце города.
Если передержать этот момент «отпускания», то ребенок может решить, что мир слишком опасный (а почему иначе его не отпускают одного?), он слабее, чем сверстники (почему их отпускают, а его нет?), или, например, что его дела важнее, чем мамины (что может быть симптомом нарушения иерархии в семье, когда потребности ребенка всегда в приоритете).
Очень сложно верно определить этот момент, потому что старшее поколение напоминает заботливым родителям: «Чего-то вы не того, вот в наше время… А еще раньше… Ого-го, Ломоносов сам в Москву пришел, потому что так к знаниям тянулся, и ничего с ним не случилось». А с другой стороны, историческая обстановка диктует другое — дорога может пролегать через безлюдные или бездорожные участки, по пути могут быть нерегулируемые пешеходные переходы и т. д.
И момент предоставления самостоятельности ребенку будет зависеть от количества ресурсов в семье (может ли мама выделить время, живет ли рядом бабушка или есть ли у родителей деньги на няню), способности мальчика или девочки отвечать за себя и уровня тревоги в семье (если он слишком высок, то семья может не заметить, что ребенок уже готов).
Как понять, что вы не «передержали» ребенка на сопровождении? Посмотрите на количество его одноклассников, которые живут на похожем расстоянии от школы и сами в нее ходят. Обычно ребенок готов сам сообщить о них фразой: «Ну ма-а-ам, вот Петя (Вася, Коля, Зина) уже сами в школу и из школы ходят, а ты меня...». Если их достаточно много, то все, значит, уже можно подумать о том, чтобы поменять стратегию.
Теперь пора задуматься о правилах безопасности
1. Дорога к школе не должна быть слишком сложной для возраста ребенка и не содержать опасных участков.
2. Дорога к школе должна быть изучена и повторена достаточное количество раз со взрослыми.
3. Важно дать ребенку инструкции на случай всевозможных неожиданностей: что делать, где искать помощь, как сообщить родителям.
4. Когда ребенок пойдет первые разы, хорошо бы, чтобы взрослый проследил за ним и его поведением на ключевых участках пути. Некоторые родители просят незнакомых ребенку взрослых подойти к нему по дороге и предложить пойти с собой — отказ ребенка убедит их, что все в порядке и можно не тревожиться.
Об эксперте
Екатерина Клочкова — семейный системный психотерапевт. Ее