Семь убийств и шесть покушений. Возможно, в деле Люси Летби эпизодов было больше — по ним может быть проведено повторное судебное разбирательство. По версии стороны обвинения, во время своих дежурств Летби по неясным мотивам вводила младенцам в кровь или в желудок воздух, вкалывала им инсулин или давала слишком много пищи. Сама медсестра все обвинения отрицает: ее защита утверждает, что дети могли скончаться по естественным причинам.
The Guardian обратилась за комментарием по поводу этого необычного дела к профессору Университета штата Пенсильвания Мариссе Харрисон — всемирно известному специалисту по психологии женщин — серийных убийц. Вот перевод ее
Портрет типичной женщины — серийной убийцы
«Преступления изобличенной серийной убийцы Люси Летби потрясли и Великобританию, и весь мир. Что может быть хуже: малыши, которые и так борются за жизнь, убиты или травмированы женщиной, которая по определению должна была о них заботиться. Почему Летби смогла расправиться с таким большим количеством юных жертв? Почему ее не разоблачили раньше?
Кто-то может сказать, что случай Летби нетипичен, и поэтому его было так трудно распознать. Хотя серийные убийцы встречаются редко, для тех, кто занимается их изучением, преступления и жертвы Летби вовсе не кажутся настолько необычными. Летби во многом вполне укладывается в психологический профиль типичной женщины — серийной убийцы, составленный мной и моими коллегами и
Анализируя различные случаи, произошедшие в США, мы обнаружили, что почти 40% женщин — серийных убийц — это медсестры, сиделки, санитарки и другой младший медицинский персонал
Типичная серийная убийца — белая христианка с ничем не примечательной или даже привлекательной внешностью. Она начинает совершать преступления в возрасте 20-30 лет. Очень высока вероятность, что она медицинский работник, вовлеченный в заботу о беспомощных людях. В зоне риска находятся все, кто ее окружает, — особенно уязвимые люди, такие как младенцы и больные.
Она убивает ради денег или для того, чтобы ощутить власть. Она может вести себя высокомерно или временами замкнуто и отчужденно, а также иметь проблемы в личной жизни.
Нюанс в том, что по криминальному профилю трудно предсказать будущие преступления, а приведенное выше описание может подходить ко многим знакомым вам медсестрам. Скажу вам больше, почти каждая медсестра или профессионал от медицины не могут поклясться, что никогда никому не причинили вреда. Профиль, который мы разработали, основан на частотности черт, встречающихся в предыдущих случаях, связанных с женщинами — серийными убийцами. Мы надеемся, что он послужит отправной точкой, статистическим инструментом при расследовании серийных убийств, в которых подозревают женщин.
Что отличает Люси Летби от других серийных убийц
Объективности ради стоит отметить, что у Летби есть и некоторые отклонения от типичного портрета. Так, большинство убийц были замужем, а Летби никогда не была. Большинство женщин — серийных убийц никогда не сохраняют «сувениры», то есть напоминания о своих преступлениях, а Летби хранила папки с историями болезни своих юных пациентов и вела дневник, в котором записывала инициалы жертв и даты их смерти.
Примерно 40% таких убийц имеют историю психических заболеваний. Никакой информации о том, что подобная история есть у Летби, до сих пор не появлялось. У многих были проблемы с родителями. Как я понимаю, родители Летби очень ее поддерживают — об этом может говорить тот факт, что они каждый день присутствовали на заседаниях суда. Но, опять же, напоминаю, что психологический профиль — это лишь отправная точка, показывающая, в каком направлении смотреть при поиске подозреваемого в серийных убийствах.
Почему так сложно выявлять преступников
Может показаться странным, что администрация больницы графини Честерской, где работала Летби, не обращала внимание на ее преступления, несмотря на жалобы со стороны врачей. СМИ обвиняют больничную администрацию в снобизме и высокомерии. Однако, как психолог-исследователь, я предлагаю взглянуть на ситуацию с другой точки зрения.
У всех нас в голове есть некие схемы или когнитивные концепции, то есть помогающие нам существовать типичные представления о том, что должны представлять из себя и как должны себя вести люди, животные, вещи, предметы, другие элементы окружающего нас мира. Каждую такую схему мы автоматически создаем на основе той информации, которую получили из предыдущего опыта. Уже неоднократно доказано, что мы с трудом воспринимаем и верим информации, которая в эти схемы не укладывается.
Вот у нас есть схема для «медсестры». Медсестра — это квалифицированный профессионал, ухаживающий за больными, проявляющий сочувствие и сострадание к ним. Медсестра следит за состоянием пациентов, дает им лекарства, проводит лечебные процедуры, успокаивает их. Понятие «убийца» в схему «медсестры» не вписывается никак.
Если взглянуть еще шире, то у нас в голове так же глубоко сидят гендерные схемы
Хочется нам этого или нет, у людей существуют стойкие стереотипы по поводу того, что должны представлять из себя «женщина» и «мужчина». В женский стереотип входят такие понятия, как питание, забота, доброта. Большинство людей просто не готовы допустить, что женщина может убивать.
А теперь подумайте о таком сочетании, как «женщина-медсестра». Ясно, что, скорее всего, мысль о том, что она может быть убийцей, просто будет отброшена на входе, как нечто невозможное. Когда я провожу тренинги сотрудников правоохранительных органов, я призываю их отказаться от схем. Если вам кажется, что женщина не может убить или что медсестра не может убить, подумайте об этом еще раз.
Нужно быть готовым к тому, что иногда чудовище — это ванильная медсестричка, которая берет уроки сальсы, флиртует с врачами, ездит с подружками в отпуск на Ибицу, спальня которой полна плюшевых мишек и гирлянд с фонариками, а на кровати лежит ночнушка в горошек. Тем временем эта совершенно заурядная во всех своих других своих проявлениях девушка по-тихому убивает младенцев самыми изощренными способами, которые только можно представить».