Редактор Psychologies.
alt

Музыка барокко пробуждает творческие способности, улучшает память и снимает стресс. Некоторые исследователи объясняют это тем, что ее «пульс» – темп от 50 до 80 долей в минуту – стимулирует альфа-ритмы нашего головного мозга. Эти ритмы возникают в затылочных долях в периоды расслабления во время бодрствования. Поскольку стресс препятствует креативности, то избавление от стресса, напротив, ее стимулирует.

Кроме того, альфа-ритм, благодаря своей размеренности и четкой периодичности, играет важную роль в восприятии и обработке поступающей информации. Он сопровождает процессы внутреннего «сканирования» мысленных образов, согласно гипотезе, которую предложили американские психологи Уильям Грей Уолтер (William Grey Walter) и Уоррен Мак-Каллок (Warren Sturgis McCulloch)* еще в середине XX века и которая с тех пор стала общепринятой. При этом альфа-ритм свойствен лишь человеческому мозгу, у животных он отсутствует.

Особенно хороши для стимуляции процессов усвоения и обработки информации произведения «медленного барокко» (Иоганн Себастьян Бах, Георг Фридрих Гендель, Антонио Вивальди). В частности, они повышают успеваемость у студентов, изучающих математику. К такому выводу в ходе трехлетнего исследования** пришли американские преподаватели математики Майя Рувинштейн (Maya Ruvinshteyn) и Леонард Паррино (Leonard Parrino). «Я впервые услышала о том, что музыка может быть инструментом обучения, когда учила английский», – говорит Майя, чей родной язык – русский. Вместе с коллегами она провела эксперимент: одной группе студентов во время обучения проигрывали фоном барочную музыку в течение одного месяца. Вторая группа обучалась (у того же преподавателя) без музыки. В ней оказалось больше тех, кому нравилось учиться (86% против 76% в первой группе) и меньше тех, кому было трудно (33% против 46%). Вот некоторые отзывы студентов:

  • «Мне никогда не нравилась математика, но на этот раз все по-другому».
  • «Я думал, что музыка меня усыпит, но вместо этого я стал внимательнее».
  • «Обычно в классе кто-то постукивает ручкой, жует, болтает или перешептывается. А здесь все иначе».

Чтобы лично убедиться в силе воздействия музыки барокко, для начала можно послушать это произведение. Как минимум – оно вас удивит, как максимум – приведет в восхищение (особенно на 3:06).

Это знаменитая ария Lascia Ch'io Pianga в исполнении уникального голоса – мужского сопрано. Он принадлежит нашему современнику и отчасти соотечественнику – Раду Марьян родился в Молдавии в 1977 году, в 1999 году переехал в Италию.

Арию Lascia Ch'io Pianga написал Георг Фридрих Гендель (1865–1759). Сначала она была частью оратории, затем композитор использовал ее в опере «Ринальдо». Опера имела грандиозный успех у его современников, но после 1731 года не ставилась вплоть до ХХ века. Ария же, напротив, стала популярным концертным номером для сопрано. В опере ее исполняет героиня. В фильме «Фаринелли-кастрат»***, посвященном судьбе легендарного певца XVIII века Карло Броски, ее исполняет голос, созданный цифровым способом из наложения женского сопрано и мужского контр-тенора.

* Подробнее см. Г. Уолтер «Живой мозг» (Мир, 1966).

** Подробнее см. urwebsrv.rutgers.edu/focus/article/Music%20helps%20students%20retain%20math/1779

*** Реж. Жерар Корбьо, 1994, Vera Velmont (Бельгия–Италия–Франция,).