1. Разделите понятия работы и личной жизни
Вместе с мужем мы работаем с 2007 года. Мы познакомились на работе, поэтому наши отношения изначально имели рабочий характер. Сейчас мы оба являемся совладельцами агентства и управляем бизнесом на равных, но задачи мы разделяем: муж занимается стратегическими вопросами — финансами, я отвечаю за операционные задачи — поиск клиентов, разработку и защиту проектов, а также их реализацию.
Мы знаем множество семей, кто работает 24/7, но для себя мы выделили одно крайне важное правило: разделять рабочее и личное время.
Не смешивайте свои роли на работе и в личной жизни, а также старайтесь не приносить рабочие вопросы домой. Конечно, нет ничего страшного в разговоре об офисных задачах, но может оказаться, что кроме работы вам как супругам будет нечего обсудить. Поэтому как только мы пересекаем порог дома, мы прекращаем работать и фокусируемся друг на друге и детях.
2. Распределите обязанности
Второй пункт естественным образом перетекает из первого — не нужно переходить на территорию обязанностей супруга. В этом случае хорошо помогает внутренний устав и любые другие документы, где за каждым закреплен свой список обязанностей в компании. Например, у нас в агентстве есть внутренняя таблица, где указаны все должности с четкими обязанностями: если вдруг возникает любой финансовый вопрос — эту задачу решает муж, если вопрос разработки креатива проектов — решаю я. Никто не претендует на сферу своего партнера.
А если вы, например, сталкиваетесь с какой-либо сложностью в области компетенции вашего супруга (или отделов, за которые он ответственен), то не нужно это любезно замалчивать. В противном случае это может затормозить процесс работы или даже навредит результату. Говорите о своих рабочих проблемах экологично и профессионально — оставьте личное за «рабочим бортом», старайтесь фокусироваться только на фактах.
И еще один важный момент, о котором часто забывают, — соблюдайте субординацию! Лишнее панибратство, проявление излишней нежности друг к другу может принести урон совместной работе мужа и жены.
3. Работайте как командные игроки
Конечно, на работе могут появиться спорные вопросы, и мы не всегда можем быть согласны друг с другом. Старайтесь концентрироваться на хороших качествах партнера и помните, что каждый из вас — профессионал своего дела, за плечами которого багаж опыта.
Вы все выполняете свои задачи ради успеха и достижения общего результата, поэтому делитесь опытом, связями, рекомендациями, но не давите на решения друг друга из личных побуждений. Ответственность здесь играет большую роль: в любом бизнесе есть риски при принятии решений, нужно трезво оценивать профессиональные решения партнера и уметь доверять друг другу.
4. Признавайте заслуги друг друга
Еще одно важное правило — хвалите друг друга. Многие забывают о таком важном пункте, но он творит чудеса. За чередой задач мы зачастую забываем о своем вкладе в общее дело, но если вас похвалят (так еще и публично), то ваша самооценка возрастет, а энергии для новых дел появится еще больше.
5. Соблюдайте ритуалы
Ритуалы в широком понимании имеют большой психологический смысл. Они несут функцию эмоциональной разгрузки и объединения людей, а также помогают поддерживать порядок. Обозначьте те домашние ритуалы, которые естественным образом позволят вам дома избежать разговоров о работе, благодаря чему вы сможете отключиться от внешних задач и обратить внимание на семью и друг друга.
У нас в семье есть такие ритуалы: совместный завтрак, суп по воскресеньям, семейный просмотр кино, свидания с мужем, «кроватные собрания» с детьми, за которыми мы обсуждаем события за день. В эти моменты у нас с мужем работает правило: никаких телефонов и решений рабочих вопросов!
Вы можете определить или даже придумать свои собственные ритуалы, которые позволят переключаться между работой и личной жизнью.
6. Разберитесь с финансовыми правилами
Тема финансов всегда весьма щепетильная, и у каждой пары свой взгляд на это, поэтому обсудить, какой подход вам комфортен, стоит еще «на берегу». Что касается нашей пары, то у нас все просто: супруг — главный по финансам. Я это решение приняла сознательно, хоть мы и работаем вместе, нашими деньгами распоряжается глава семейства. Мне так комфортно, и он чувствует себя уверенно.
Когда муж и жена работают в одной компании, их источник дохода един. Каждая пара должна самостоятельно принять удобный формат распределения финансов.
7. Проводите некоторое время в одиночестве
Когда вы вместе работаете, крайне важно оставлять пространство для себя. Поэтому еще один совет: проводите свободное время отдельно друг от друга. Важно уважать увлечения партнера и давать ему заниматься ими.
Мы не обязываем друг друга разделять наши хобби, достаточно их просто поддерживать. Например, мой супруг любит мотоциклы, он состоит в мотоклубе и регулярно ездит на его собрания, я могу составить ему компанию на одной из таких встреч, но не на каждой. Также и он может посетить со мной театр, но не все спектакли, которые мне интересны. Мы без проблем можем путешествовать раздельно, я, к примеру, люблю выезжать «женской компанией» в различные поездки. Для нас это глоток свежего воздуха и вдохновение, которым потом мы делимся друг с другом.
Конечно, у нас есть и общие хобби. Мы с супругом увлекаемся историей, читаем огромное количество книг, смотрим фильмы, ведем дискуссии. Из этого родилась наша маленькая традиция устраивать неделю какой-то страны. Сейчас у нас «Неделя Китая», мы читаем различные статьи, смотрим документальные фильмы, изучаем культурные особенности, иногда такие недели выливаются в полноценные поездки.
8. Не выносите проблемы на публику
У нас негласное правило: мы не нагружаем посторонних людей проблемами нашей работы и семьи. Каждый, кто нас спрашивает «Как на работе?», всегда услышит только позитивные новости и в очень коротком виде. Мы не концентрируемся на негативных моментах, которые, безусловно, бывают. Нам важно рассказывать о наших победах и успехах, так мы себя заряжаем только на позитив.
Любая супружеская пара может, например, повздорить перед началом рабочего дня, однако, чтобы не навредить делу, постарайтесь абстрагироваться от эмоций и не накаляйте обстановку на работе. В противном случае вы только усугубите ситуацию и не сможете выполнять свои обязанности.
Иногда у пар совсем не получается разграничить роли в личной жизни и на работе. При возникновении сложностей не нужно бояться обращаться к специалистам.
Большое заблуждение — думать, что работа с супругом обязательно принесет ущерб семье. Умение честно и открыто общаться друг с другом — уже залог хороших отношений. Поэтому разговаривайте и определяйте для себя правила, которые будут качественно менять вашу семейную жизнь и карьеру к лучшему!
Руководитель event-агентства BROOKE, спикер TEDx Россия. Автор и ведущая подкаста об истории ивент-индустрии «Re: камье talk»