Недавнее исследование показало, что треть мальчиков уверены, будто общество ждет, что они будут скрывать свои чувства, особенно страх. Еще треть считает, что даже в самой трудной ситуации им нельзя «распускать нюни» и надо держаться во что бы то ни стало. Увы, то, что очевидно для психологов и психотерапевтов, далеко не всегда понятно большинству родителей.
Автор книги «Вырастить мальчика»1 Эмма Браун уверена, что все это наносит огромный урон психике детей, заставляя их отрицать важную часть себя — ту, что связана с эмоциями, ту, что отвечает за отношения с другими людьми. Огромную роль в этом играет наша система образования и воспитания, представленная в садах и школах, но в силах родителей сделать так, чтобы их сыновья росли в согласии с собой и в контакте с разными своими частями.
Выкраивайте время, чтобы поддерживать связь
По словам Браун, один из важных шагов, который родители могут сделать, — начать осознанно выделять время и находить пространство для того, чтобы выстраивать с ребенком глубокие доверительные отношения. Эти часы должны принадлежать только вам двоим, и не стоит заполнять их гаджетами и прочими развлечениями. Ребенок должен знать, что всегда сможет поделиться с вами наболевшим, тем, что его действительно волнует.
Помогайте им распознавать и называть свои эмоции
Доктор Кара Наттерсон, педиатр и автор книги «Расшифровывая мальчиков: новые научные знания за тонким искусством воспитания сыновей»2, уверена, что задача каждого родителя — вырастить ребенка с высоким эмоциональным интеллектом (EQ). Такой ребенок будет понимать, что испытывать самые разные эмоции — нормально, и будет отслеживать их, а не подавлять.
«Ни в коем случае не нужно говорить сыну, что именно он чувствует, — предостерегает эксперт. — Помогите ему подобрать подходящее название для своих эмоций и ощущений. А еще обязательно поощряйте их выражение. Например, можно сказать: «Когда ты плачешь, я сразу понимаю, что ты чем-то расстроен, а иначе бы я об этом не догадалась (не догадался)». Чем раньше вы начнете вести такие беседы, тем быстрее ребенок поймет, что может обратиться к вам с чем угодно».
Дети в любом случае учатся на нашем примере
«Мы привыкли считать, что есть некий «кодекс поведения мальчиков», то, как они должны и не должны себя вести. Мы по умолчанию воспринимаем маскулинность как норму, но это не так», — отмечает психолог Майкл Рейкерт. Увы, «окно возможностей», в которое нужно успеть попасть, чтобы сформировать у ребенка высокий EQ, довольно быстро захлопывается».
По словам Наттерсон, годам к 12 мальчишки окончательно переключаются на ровесников, а родители перестают быть для них наиболее значимой фигурой. Это значит, что работу с ними нужно начинать задолго до этого — в идеале чем раньше, тем лучше. Кроме того, если прежде сын не боялся демонстрировать вам свою уязвимость, а с возрастом закрылся, обязательно покажите ему, что заметили это, скучаете по тем славным временам, но не осуждаете его.
Попробуйте поменять систему
Кажется, начинать спорить с воспитателями, учителями и тренерами о том, как нужно относиться к вашему сыну (да и к мальчикам в целом), — все равно что вступать в неравный бой с ветряными мельницами. Однако эту глобальную задачу можно разделить на подъемные части. Посмотрите вокруг и подумайте, поддержкой кого из родителей вы могли бы заручиться.
Не бойтесь сами демонстрировать уязвимость
«Дети в любом случае учатся на нашем примере, — напоминает Наттерсон. — Так что, сколько бы вы ни объясняли сыну, что демонстрировать свои эмоции нормально, если вы сами — образец стойкости, едва ли он последует вашему совету. Более того, внутренний конфликт ему обеспечен».
Некоторым отцам такое поведение дается особенно непросто — слишком тяжел багаж гендерных установок, который они тащили с собой всю жизнь. Но при наличии достаточной осознанности большинству это под силу, особенно если помнить, как много это даст ребенку и поможет изменить мир в целом.
1 To Raise a Boy: Classrooms, Locker Rooms, Bedrooms, and the Hidden Struggles of American Boyhood
2 Decoding Boys: New Science Behind the Subtle Art of Raising Sons