«Почему я не могу самостоятельно позаботиться о родном человеке?», «Что скажут люди?», «Я плохая дочь»… Практически все люди, решившие определить пожилого родственника в пансионат, сталкиваются с подобными мыслями.
Согласно последним исследованиям, из-за устоявшихся в обществе стереотипов о гериатрических центрах каждый второй россиянин считает, что пожилому человеку лучше находиться дома — независимо от состояния его здоровья1. Но обеспечить достойный уход за ним в домашних условиях иногда просто невозможно. И тогда нам приходится принимать тяжелое решение, испытывая при этом душевные терзания.
Чувство вины — эмоция, с которой сталкивается любой здоровый человек в подобной ситуации
Объясняется она необходимостью принять решение за родителей. Это противоречит глубоко укоренившемуся в нас желанию видеть в пожилом человеке того, кто когда-то принимал важные решения за нас.
С чувством вины можно справиться при наличии весомых аргументов «за»: таких как круглосуточный уход за родственником в пансионате, необходимое медицинское оборудование и попросту постоянный присмотр за ним. Но если сам родственник не согласен с решением о переезде, к чувству вины присоединяется тревога за его психологическое состояние. И справиться с ней без диалога трудно. Как быть?
Пожилым людям тяжело адаптироваться к переменам в жизни. Они не хотят признавать свои слабости, переезжать в незнакомую обстановку или отдаляться от семьи. Но существуют 5 шагов, которые помогут вам прийти к взаимопониманию в том случае, если переезд неизбежен.
Шаг 1: Объясните все «за» и «против»
Даже если решение уже принято, пожилому человеку требуется время, чтобы принять его. Необходимо спокойно поговорить с ним и объяснить, почему стоит рассмотреть вариант с переездом в гериатрический центр. Важно дать понять, что ваше предложение поехать туда продиктовано не желанием избавиться от родственника, а заботой о нем: «Я люблю тебя, поэтому не хочу, чтобы ты был один, пока я весь день на работе» или «Я боюсь не успеть приехать, когда тебе понадобится моя помощь».
Как не нужно делать?
Говорить пожилому человеку, что решение уже принято. Позвольте родственнику хотя бы мысленно «пожить» в новой роли и самостоятельно решить, нужен ли ему переезд. Мы часто недооцениваем своих родителей, когда те стареют, но правда в том, что иногда они лучше нас понимают жизненные ситуации и готовы пойти навстречу своим детям в трудный момент.
Шаг 2: Дозируйте информацию
Пожилые люди очень впечатлительны, поэтому при получении слишком большого объема информации они могут испугаться и закрыться в себе. На этом этапе не следует обрушивать все подробности принятого вами решения. Расскажите о центре, который вы выбрали, об условиях в нем, о врачах, которые есть в штате, и о том, как далеко он находится от города. Если вы уже посетили выбранный пансионат, поделитесь с родственником своими впечатлениями.
Как не нужно делать?
Отмахиваться от вопросов, даже если родственник задает их по нескольку раз. Позвольте ему усвоить информацию в его собственном темпе и при необходимости повторяйте ответы на волнующие его вопросы. Не стоит приукрашивать условия, в которых ему предстоит оказаться, — напускной позитив вызывает недоверие. Врать пожилому человеку тоже ни в коем случае нельзя: когда обман раскроется, вернуть доверие будет сложно.
Шаг 3: Не давите
У пожилых людей с годами снижается сопротивляемость к новым проблемам. Они становятся похожими на детей, но если те имеют биологическую защиту, то у старшего поколения стрессоустойчивость снижается. Это выражается в тотальном страхе и тревожности. Учитывая психологическую уязвимость пожилого человека, постарайтесь поддержать его и разделить с ним его внутренние переживания.
Как не нужно делать?
Отвечать криком на крик. Споры и скандалы — защитный механизм при смене привычной для пожилого человека обстановки. Сохраняйте спокойствие и постарайтесь понять, что перед вами стоит напуганный перспективами родственник, который нуждается в понимании и заботе.
Не следует применять психологическое давление. Пожилые люди прекрасно осознают, что напрямую зависят от своих детей. Но лишнее напоминание об этом может нанести им серьезную психологическую травму, приведя к нервному срыву и ментальным заболеваниям.
Шаг 4: Сглаживайте углы
Честность в разговоре с пожилыми людьми только приветствуется, но существуют слова-триггеры, которые вызывают у них тревогу и беспокойство. Избегайте слов «должен» и «обязан» — они могут спровоцировать внутреннее сопротивление и породить у родственника чувство безысходности.
Выражение «дом престарелых» тоже не стоит использовать. У людей в возрасте это словосочетание все еще ассоциируется со страшными историями о местах, куда стариков отправляли умирать в одиночестве. Постарайтесь использовать современные названия учреждения: гериатрический центр, пансионат или резиденция для пожилых людей.
Как не нужно делать?
Называть все вещи своими именами. Даже при откровенном разговоре помните: пожилые люди ранимы и чувствительны. Одно неосторожно сказанное слово может нанести им такую обиду, что потом придется долго объясняться.
Шаг 5: Уменьшайте масштаб катастрофы
Для пожилых людей важна не столько привычная домашняя обстановка, сколько возможность постоянно находиться рядом с близкими и друзьями. Объясните родственнику, что его переезд в пансионат никак не повлияет на ваши отношения и его встречи с детьми, внуками. Важно дать понять, что у вас, как и раньше, найдется возможность приехать и провести с ним несколько часов или забрать на выходные.
Как не нужно делать?
Давать ложные надежды. Если вы пообещали навещать родственника в пансионате каждую неделю, придется держать свое слово: нет ничего хуже обманутого старика, проводящего выходные в ожидании приезда своих близких. Пожилой родственник, для которого вы являетесь центром его хрупкого мира, должен быть уверен в вас и вашей честности.
Психолог сети частных пансионатов «Эпоха».