В идеале нерушимые и крепкие рабочие границы означают, что все трудовые процессы (и даже мысли о них) мы «оставляем» в офисе, и они никак не проникают в нашу остальную жизнь. И наоборот — что на работе мы совсем не думаем о личном.
На деле это мало кому удается. У нас в голове просто нет такого тумблера, который переводил бы нас из режима «просто человека» в режим «сотрудника» — и наоборот. Да это и не нужно. Наша цель — научиться максимально концентрироваться на трудовом процессе в ходе рабочего дня, а по его окончании не «тащить» работу домой. Как можно это сделать?
1.Осознайте, чего вы стоите
Если нам кажется, что того, что мы делаем, вечно недостаточно, мы будем стараться как-то это компенсировать — преимущественно работая сверхурочно, пытаясь хоть так почувствовать себя полезными. Увы, это прямой путь к выгоранию: чем больше мы делаем, тем дальше мы от ощущения «ну вот, теперь достаточно». Кроме того, окружающие могут привыкнуть к нашей безотказности и пользоваться ею, и мы будем делать что-то в ущерб себе, своему отдыху, здоровью и психическому благополучию.
Правда, однако, в том, что наш вклад уникален — просто потому, что такого сочетания опыта, знаний, навыков, идей и отношения к работе нет больше ни у кого. А значит, того, что мы делаем, уже достаточно (при условии, конечно, что мы по-настоящему выкладываемся в течение рабочего дня).
Важно самим понимать и ценить свои время, опыт, навыки и вклад в работу компании — только так мы перестанем постоянно гнаться за одобрением, научимся грамотно общаться с коллегами и начальством и находить мотивацию внутри себя самих. И, конечно, говорить «нет», если дел и так достаточно или если нашей готовностью помочь пытаются злоупотребить.
2.Научитесь быть четкими и конкретными
Часто, когда просим других об услуге или отказываем им в чем-то, мы выбираем для этого — неосознанно, конечно, — неуверенный и извиняющийся тон. За этим тоном собеседнику бывает трудно считать наши истинные мотивы. Важно научиться говорить обо всем честно и открыто формулировать свои намерения и позицию. Так собеседнику не придется гадать, что мы имели в виду и почему.
Отстаивать границы нормально. И говорить «нет» тоже нормально. И передумать, и делиться своими сомнениями в успехе какого-либо дела, и стоять на своем до конца.
3.Обсуждайте ожидания
Любая работа начинается с взаимных ожиданий: работодатель ждет, что мы будем выполнять определенные обязанности и делать это на должном уровне, мы — что будем получать за это оговоренные зарплату и социальный пакет и, в идеале, помощь и поддержку, по крайней мере, первое время. Большинство ожиданий прописываются в трудовом контракте, но это не значит, что его условия нельзя пересматривать.
Если вы выросли в профессиональном плане, нормально договориться о новых обязанностях. Или, если у вас по каким-то причинам не получается справляться с текущими делами, нормально попросить помощь. Главное — чтобы ожидания оставались прозрачными, реалистичными и понятными обеим сторонам. Увы, так бывает не всегда, и тогда это приводит к ненужному стрессу.
4.Определите то, что обычно официально не обсуждается
Большинство рабочих решений, которые мы принимаем, требуют компромиссов и приводят к тем или иным последствиям. Если нас просят посвятить больше времени одному проекту, второй проект (неважно, рабочий или нет) от этого может пострадать — мы же не можем быть в двух местах одновременно. Важно четко понимать, от чего именно мы отказываемся, когда говорим чему-то «да» (и, кстати, чему именно мы говорим это «да»).
Полезно заранее составить список всех тех ситуаций, которые могут потребовать подобных решений, выписать все «за» и «против». Например, работая сверхурочно, мы меньше времени проводим с близкими, зато быстрее можем выплатить ипотеку (если, конечно, переработки компенсируются).
Полезно также выписать список вещей и активностей, от которых мы не готовы отказываться ни при каких обстоятельствах — например, пропускать воскресный обед с семьей, или пятничный ужин с подругами, или тренировку. В список вещей, которые официально не прописаны в наших договорах, контрактах и должностных обязанностях, могут входить и способы коммуникации. Например, вы категорически не готовы общаться с коллегами по WhatsApp или в соцсетях, поскольку хотите и дальше использовать их в личных целях.
Полезно составить список таких важных для вас моментов — это поможет отстаивать личные границы.
Границы на удаленке
Многие жалуются, что переход на «удаленку» привел к тому, что, во-первых, они теперь вынуждены работать круглые сутки, а во-вторых, их постоянно кто-то или что-то отвлекает (дети, питомцы, бытовые обязанности, сообщения в чатах).
Работа из дома требует огромной дисциплины: приходится самому составлять распорядок дня, заставлять себя выйти на улицу и подышать свежим воздухом, не засиживаться за компьютером допоздна. Это значит, что границы при таком формате нужны не меньше, чем при работе в офисе.
Остерегайтесь выгорания
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет выгорание как «синдром, признаваемый результатом хронического стресса на рабочем месте, который не был успешно преодолен». Этот синдром характеризуется тремя признаками: «ощущением мотивационного или физического истощения; нарастающим психическим дистанцированием от профессиональных обязанностей или чувством негативизма или цинизма к профессиональным обязанностям; снижением работоспособности»*.
Важно понимать, что выгореть можно даже на самой любимой и интересной работе. Более того: чем больше наше занятие нас увлекает, тем проще нам посвящать ему дополнительные внеурочные часы, — ведь работа приносит удовольствие! Но, увы, наши ресурсы не безграничны, их необходимо восполнять — отдыхая и занимаясь чем-то помимо работы, тем, что приносит нам удовольствие. И, конечно, бдительно отстаивая свои границы. Без них мы рискуем утонуть в трясине бесконечных дедлайнов и потерять горизонт — конечную цель; рискуем перестать понимать, что мы делаем и чего ради.
Даже если сейчас кажется, что, выключив компьютер и перестав проверять вечером рабочую почту, мы навредим рабочему процессу, в долгосрочной перспективе это принесет свои плоды. Отдых и перерывы — необходимые остановки на нашем пути. Только они позволят нам двигаться вперед.
* https://www.who.int/mental_health/evidence/burn-out/ru/