«Главное — дать понять, что ваши отношения незыблемы»
Людмила Петрановская, психолог
Первая базовая рекомендация заключается в том, что, когда ваш ребенок в стрессе, позаботьтесь прежде всего о себе, потому что родитель, который сам мечется как курица с отрубленной головой, улучшить ситуацию не способен. Можете подышать, выпить чаю, посмотреть в окно…
Уже успокоившись, подумайте о том, какие именно мысли и идеи посещают вас во время стресса. Например, многие родители экстраполируют любую единичную ситуацию на всю жизнь ребенка. Вот сейчас он небрежно сделал домашнее задание — значит, он всегда будет делать все спустя рукава. В новой школе у него не сложились отношения — значит, он всегда будет одинок.
Важно наблюдать за такими обобщениями и вольными интерпретациями, потому что они могут загнать в стресс кого угодно
Затем необходимо дать ребенку понять, что ваши отношения не под угрозой. Что угодно может быть под угрозой — его учеба, отношения с друзьями, даже здоровье. Но ваша связь всегда в безопасности. Важно транслировать: «Я в любом случае с тобой, ты можешь на меня рассчитывать, ты можешь на меня положиться».
Поэтому если предстоит тяжелый, неприятный разговор, то сначала имеет смысл дать ребенку понять, что он все равно любим. Например, можно сесть рядом, а не напротив друг друга, синхронизироваться по тембру и громкости голоса. Если уместно, можно также сначала обнять ребенка, поговорить о чем-то приятном для вас обоих, а затем переходить к решению проблемы. Главное — дать понять, что ваши отношения незыблемы. И опираясь на это, вы можете вместе столкнуться с любой трудностью и ее преодолеть.
«Когда мы орем на ребенка, ничего донести ему невозможно»
Ирена Понарошку, телеведущая
Если я вижу, что сын уже заведенный и у нас начинается неконструктивное общение, я отправляю его в душ. Иногда говорю: «Давай подышим вместе». А иногда предлагаю: «Давай сейчас я успокоюсь, и потом уже успокоишься ты». Потому что мне тоже иногда нужно время, чтобы прийти в ресурсное состояние. Тогда я сама ухожу посидеть в ванной, подышать и вернуться в себя.
Бывает, что нужно просто переключить фокус внимания ребенка, поговорить о чем-то другом, а потом, когда мы оба будем в гармоничном состоянии, вернуться к вопросу, вызвавшему трудности.
Я хорошо усвоила, что когда или родитель, или ребенок в «красной зоне», то есть когда забрало уже упало, все лампочки мигают и ситуация на пределе, усвоение информации и процесс обучения прекращаются, происходит только рост уровня стресса.
Когда мы орем на ребенка, ничего донести ему невозможно. Поэтому если я понимаю, что либо он, либо я уже дошли до этого пика, я останавливаю обсуждение любых трудностей, пока эмоции не спадут и снова не появится возможность вернуться к оставленной задаче, чтобы конструктивно ее решить.
«Даже если ребенок больше всего любит кататься на лошадях — при стрессе стоит ему это позволить»
Анна Левадная, врач-неонатолог
И детям, и взрослым при стрессе прекрасно помогает легкая или умеренная физическая нагрузка, любой спорт рекомендован как метод переключения.
Если ребенок находится в дефиците сна, это необходимо изменить. Предположим, если ребенок делает уроки в 12 ночи, а в 6 утра встает, то это будет лишь усиливать любой стресс. При этом важно следить, чтобы у ребенка было время не только на сон, но и на отдых, на ничегонеделанье — чтобы он не был перегружен всякими занятиями и учебой.
Музыка, теплый душ и пенная ванна зачастую нравятся взрослым, а вот детям — далеко не всем. Зато им почти во всех случаях подойдут прогулки на свежем воздухе или любимое занятие — хобби, игра, вкусная еда. Даже если ребенок больше всего любит кататься на лошадях или скейтборде — при хроническом стрессе стоит ему это организовать.