Капризный ребенок агрессивен и настойчив, он стремится любой ценой — слезами, визгом, публичной истерикой — добиться исполнения своего желания.
«Для ребенка, который чувствует, что его не понимают (не ценят, не любят), капризы — неправильный способ установить контакт со взрослым», — объясняет психолог Анна Бердникова.
Она предлагает родителям прислушаться к своей реакции, чтобы определить, что именно ребенок делает не так.
Вы раздражены
Если поведение ребенка вызывает у вас раздражение, значит, он борется за ваше внимание. Не ждите, пока это чувство усилится, но и не пускайтесь в объяснения с ребенком, — лучше воспользуйтесь телесными знаками внимания.
Например, сын (дочь) тянет вас играть, топает ногами, кричит, пока вы разговариваете с соседкой. Обнимите его, погладьте по голове, прижмите, не прерывая разговора.
Вы злитесь
Это знак того, что ребенок борется с вами за власть, хочет, чтобы за ним осталось последнее слово. Главная задача взрослого в этой ситуации — уклониться от борьбы.
Предоставлять ребенку право выбора. Договаривайтесь о правилах заранее и используйте условные знаки, когда он нарушает договор, признавайте за собой и ребенком право на негативные чувства, снимите напряжение шуткой или неожиданным поступком.
Вы обижены
Возможно, ребенок вам за что-то мстит. В этом случае осторожнее выбирайте способ воздействия: каждое последующее наказание все более убеждает ребенка в том, что с вами иначе вести себя нельзя.
Возьмите паузу и обдумайте реакцию ребенка, поговорите с ним и поймите его мотивы. Мысленно представьте, какими вы хотите видеть свои отношения с сыном (дочерью), и постарайтесь проявить свою безусловную любовь к нему на практике.
Вам его жалко
Ребенок рыдает, сидя перед разбросанными игрушками, которые вы поручили ему собрать. Возможно, ребенок чувствует беспомощность, но очень может быть — только играет в нее.
Задача родителей — вернуть ребенку силы и уверенность. Для этого необходимо большую и сложную задачу (собрать игрушки) разбить на более мелкие и простые: сначала собираем все кубики, потом ставим в гараж все машинки и так далее.
Практические рекомендации для родителей
Мадлен Дени, детский психолог
От 1 года до 3 лет:
- Отвлеките ребенка, который вот-вот выйдет из себя, шуткой или игрой, быстро переключите его внимание.
- Не позволяйте ему крушить игрушки и предметы, покажите, как иначе дать выход гневу. Например, можно завести «мешок злости» и в него выплескивать крики и злость. Когда мешок наполнится, попросите папу выкинуть его на помойку или постирайте в стиральной машине.
- Ребенку, который спорит с каждым вашим словом, полезно сказать: «Да». Например, «Да, ты можешь сам катить коляску». «Да, я разрешу тебе пойти играть, если ты перестанешь кричать». Такой договор успокаивает детей и отбивает желание скандалить.
От 3 до 6 лет:
- Отправляясь за покупками в супермаркет, не ждите, что ребенок будет терпеливо и смирно ходить рядом: найдите для него посильное занятие: самому выбрать булочку в отделе хлеба, посчитать, сколько покупок в вашей тележке.
- Если вам предстоит очередь в поликлинике или автомобильная пробка, не забудьте перед уходом из дома положить в сумку пару маленьких игрушек и блокнот с карандашами, чтобы в нужный момент переключить внимание ребенка.
- Прежде чем заходить в магазин или другое общественное место, напомните, какого поведения от ребенка вы ждете: не бегать, не кричать, не хватать предметы с полок без разрешения.
- После того как истерика закончится и ребенок успокоится, напомните ему о том, что можно, а что нельзя делать в общественных местах. Убедитесь, что он услышал, понял и согласен с этими правилами.
- Пользуйтесь ясными и точными словами. Говорите твердо и спокойно. В ваших глазах не должно быть раздражения и злости. Не говорите «Это запрещено!» слишком часто — это ослабляет воспитательный эффект фразы.
- Будьте хорошим примером. Если взрослый считает возможным применять силу и кричать, то и ребенок решит, что истерики и вспышки гнева — это нормальное средство для выражения недовольства.
Об эксперте
Анна Бердникова — психолог, филолог, доцент кафедры педагогики и психологии гуманитарного образования Новосибирского государственного педагогического университета (НГПУ), автор книги «Как справиться с капризами».