Как создать группу поддержки самостоятельно
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Что такое группа поддержки в психологии?

Это формат групповой работы. В группу собираются люди, которые проживают сложные для себя ситуации и эмоции, хотят высказаться, поделиться переживаниями и получить поддержку. При этом ведущий не прорабатывает их запросы, как в групповой психотерапии. У него другие задачи: создать безопасное пространство, где люди высказываются без страха критики, направить обсуждение в благоприятное для всех участников русло, следить за групповой динамикой и управлять ею.

Такие встречи в группе могут быть разовыми, если участники хотят высказаться по ситуации, которая волнует именно сейчас: например, сложные события в мире, кризис в компании, где они работают. Можно проводить такие встречи регулярно, и тогда они становятся возможностью делиться всем, что волнует. Например, группы поддержки в компаниях помогают сотрудникам обсуждать сложные ситуации, в том числе личные, и не привносить их в рабочие отношения.

Зачем нужна группа поддержки

Главное, что участие в группе может дать человеку, — это возможность поделиться эмоциями, почувствовать, что он не один, увидеть, что другие тоже сталкиваются с похожими проблемами. Благодаря таким встречам участники чувствуют поддержку, общность, ощущают, что их видят, слушают и понимают. Это ценные ощущения, которые часто помогают «подзарядиться» в сложной ситуации, набраться сил для решения проблем и жить дальше. 

Группа поддержки может помочь участникам, которые:

  • беспокоятся из-за какой-то ситуации и хотят ее обсудить,

  • испытывают сложные эмоции, но не могут ни с кем поделиться,

  • хотят признаться в чем-то, что-то рассказать, но некому,

  • хотят получить поддержку,

  • боятся критики, 

  • хотят почувствовать, что они не одиноки в своих трудностях,

  • хотят узнать, как другие люди справляются с похожими ситуациями.

Когда группа поддержки не поможет

Важно понимать, что основная задача группы поддержки — дать людям высказаться, пообщаться с другими людьми и ощутить принятие и поддержку. Это не психотерапия. Здесь не анализируют поступки, не работают с паттернами и мыслями. Конечно, участники часто могут в процессе увидеть свою ситуацию со стороны, сделать новые выводы и открытия, но это не главная цель встреч, и специальных психотерапевтических интервенций ведущий для этого не делает.

Поэтому группа поддержки не подойдет участникам, которые:

  • хотят работать над своим поведением, развивать навыки, а не разговаривать о чувствах,

  • легко «заражаются» эмоциями других людей, тяжело это переносят,

  • не чувствуют в себе сил, чтобы поддерживать других людей,

  • хотят практических советов, как действовать в их ситуации.

Как проходит встреча группы поддержки

Рассказ о правилах группы

Сначала ведущий рассказывает о том, как устроена группа: какие темы обсуждают участники, как часто проходят встречи, какие правила на них действуют. Они могут меняться, но есть и базовые, фундаментальные: не перебивать, выражать поддержку и принятие, не давать непрошеных советов, не критиковать и не обесценивать слова и чувства других участников. Конфиденциальность тоже важна — то, что происходит в группе, остается в группе. 

Представление участников

Каждый участник рассказывает немного о себе и о том, зачем он пришел на группу и что бы хотел получить от встречи. Участникам это помогает познакомиться и узнать запросы друг друга, а ведущему — определить одну или несколько направлений встречи.

Обсуждение в группе

Обычно оно начинается просто: ведущий предлагает тем, кто готов, поделиться своими переживаниями. Вскоре завязывается обсуждение, которым руководит ведущий: он может задавать вопросы, предлагать придумать образ проблемы или переживания, предложить сделать групповую технику, если видит такой запрос участников. Ведущий никого не заставляет говорить, но следит, чтобы все, кто хочет высказаться, могли это сделать, а новички чувствовали себя комфортно. 

Обратная связь

После обсуждения ведущий предлагает участникам поделиться обратной связью: что было полезным для них на встрече, с чем ценным они выходят из нее, как изменилось их состояние. Обычно на этом этапе люди также благодарят группу, ведущего и участников, а ведущий может еще раз напомнить о следующей встрече.

Где можно организовать группу поддержки

На работе

Можно проводить тематические встречи по рабочим темам, которые волнуют коллег — от падения курса доллара до заморозки проектов и сокращений. Или не привязываться к темам, позволяя сотрудникам говорить о личных ситуациях. И тот, и другой подход помогает не только людям, но и самому бизнесу: сотрудники становятся ближе друг к другу, повышается их психологическая устойчивость, а личные переживания и проблемы не влияют на эффективность работы.

В семейном кругу

В формате групп поддержки можно обсуждать чувства и эмоции, которые возникают в сложные личные моменты — например, при переезде или смене школы. А навыки давать обратную связь и воздерживаться от критики помогут улучшить отношения в семье.

С друзьями

Можно использовать группы поддержки, чтобы говорить о наболевшем, делиться сокровенным и не бояться, что друг отреагирует «как-то не так». С друзьями можно говорить обо всем, о чем вам комфортно — тут уже зависит от того, насколько вы близки. 

Как стать ведущим группы

Обычно этому учат в специализированных центрах или на психологических курсах. Хорошая новость в том, что, чтобы вести такую группу, не обязательно быть психологом: HR-специалисты, коучи, корпоративные консультанты и просто чуткие люди, которые хотят помогать другим, обычно отлично справляются. Но учиться все же нужно: на курсах помогут освоить роль ведущего, управлять групповой динамикой, выстраивать план встречи, использовать психологические техники и инструменты разных направлений психологического консультирования. Как правило, качественные курсы для ведущих групп поддержки длятся несколько недель и включают в себя практические занятия, где можно попробовать себя и в роли участника такой группы, и в роли ведущего.

Чтобы быть эффективным ведущим группы, нужно научиться:

  • Занимать неэкспертную позицию: воздерживаться от оценок, не высказывать свое мнение, не учить, не давать советов и не считать, что вы «знаете лучше»,

  • Уважать чувства других людей, 

  • Откликаться на слова людей так, чтобы не задеть их,

  • Создавать безопасное принимающее пространство в группе: воздерживаться от критики и не позволять участникам критиковать друг друга,

  • В процессе обсуждения опираться на интересы и «боли» участников, а не на свой взгляд на проблему,

  • Следить за своим эмоциональным состоянием и управлять им.

Подводные камни, о которых стоит знать

  1. На группах поддержки участников никогда не заставляют говорить. Иногда люди, особенно новички, поначалу стесняются делиться чувствами, и это нормально. Но не стоит настаивать, чтобы человек что-то рассказал. Все делятся по готовности и по желанию.

  2. И участникам, и ведущему нужно следить за своим состоянием. Иногда сильные чужие эмоции могут захлестывать нас, важно вовремя это отследить и осознать. 

  3. Если по какой-то причине участнику стало некомфортно, нельзя запрещать ему покидать группу. Каждый человек можно выйти из нее, когда захочет без объяснения причин.

Поэтому даже если вы не психолог, группа поддержки — подходящий формат для вас, если вы хотите помогать людям переживать сложные ситуации. Такие группы можно проводить и на работе, и с близкими, и с незнакомыми людьми, которым нужна помощь. Конечно, чтобы научиться эффективно проводить такие встречи, нужна специальная подготовка, но она займет несколько недель.