«Самый верный путь к сердцу человека — это беседа с ним о том, что он ценит превыше всего», — писал Дейл Карнеги, педагог, психолог и создатель теории бесконфликтного общения.
Как правило, мы все заняты собой и чаще говорим, чем слушаем. Но для того, чтобы коммуникация была успешной, необходимо проявлять интерес к мнению, к жизни другого. Психологи говорят о навыках активного слушания, особенно важных для тех, кто воспитывает детей и подростков.
Наши друзья, супруги и родители тоже хотят внимания — если давать им возможность высказаться, контакт с каждым становится более глубоким и значимым.
В бизнесе умение слушать собеседника — навык, необходимый для достижения личного успеха. Но в нужный момент переключиться в режим слушателя не всегда легко.
Эти 8 советов помогут настроиться на нужную волну.
1. Проявляйте искреннее внимание
Каждый человек — это целый мир. А если собеседник — ваш супруг или ребенок, то искренний интерес друг к другу по-настоящему сближает вас. Попробуйте представить, что в этот момент вы совершаете открытие, пробудите в себе любопытство к тому, чем живет человек. Если перед вами деловой партнер, то в ваших интересах лучше понять его, чтобы в дальнейшем было легче вести переговоры.
2. Не перебивайте уводящими репликами
Когда ребенок рассказывает о конфликте с одноклассниками, не нужно перебивать его внезапным вопросом «Кстати, а что у тебя за контрольную по алгебре?». С уважением и бережностью отнеситесь к его откровенности и дайте закончить рассказ. Про оценку вы спросите потом, но так вы не потеряете доверие собеседника и сможете узнать, что его волнует.
3. Не переключайте разговор на себя
Не стоит в оживленный рассказ вернувшегося из отпуска коллеги встревать со словами «а я тоже в прошлом году была на море», переводя фокус на себя. Вы все равно не завладеете его вниманием и продемонстрируете, что не интересуетесь окончанием его истории. Незавершенное действие запоминается надолго (это называется эффектом Зейгарник), так что велики шансы, что у него останется обида или злость.
4. Обдумайте услышанное, прежде чем ответить
Тема разговора может быть нейтральной или «горячей». В таком случае оставаться спокойным слушателем будет непросто. В словах собеседника может быть триггер, который вызовет у вас сильную реакцию и даже исказит восприятие.
Например, если муж рассказывает вам, как его подрезали на дороге, не нужно сразу вскипать при упоминании, что за рулем была женщина: «Я, по-твоему, тоже плохой водитель?!» и атаковать его: «Зато мы реже превышаем скорость». Попробуйте отследить свои реакции и подумать: он хотел не вас задеть, а просто поделиться. Возможно, тогда вы сможете не провоцировать ссору и спокойно резюмировать: «То есть ты заметил — эта женщина поздно перестроилась, потому что печатала сообщение в смартфоне?»
5. Задавайте наводящие вопросы
Если собеседник не слишком разговорчив или сложно подбирает слова, чтобы выразить эмоции, задавайте наводящие вопросы. Это особенно полезный навык в общении с детьми, например: «Значит, Сережа сегодня пришел с новой машинкой? Вы с ним вместе играли?»
6. Давайте обратную связь, перефразируя собеседника
Человеку, который поделился с вами, важно понимать, что его правильно поняли. Вы можете дать ему понять, что внимательно слушали и услышали его. Попробуйте начать свою «обратную связь», перефразируя своими словами то, что услышали: «Получается, новый коллега сразу показал характер и вызвал твое раздражение?»
7. Подключайте невербальное общение
Направленный на собеседника взгляд, кивки головой, вся ваша поза могут показывать ему, что вы слушаете с большим интересом.
8. Резюмируйте
Когда рассказ закончен, можно выдержать паузу и подвести итог услышанному. Это будет включать в себя и обратную связь: вы покажете, как поняли собеседника, и проявления эмпатии, сопереживания его чувствам. Озвучивая резюме разговора, вы корректно берете инициативу в свои руки и получаете контроль над ситуацией — подводите разговор к завершению, углубляетесь в тему или меняете ее.
«Вы можете в течение двух месяцев завоевать больше друзей, интересуясь другими людьми, чем приобрели бы за два года, пытаясь заинтересовать других людей своей особой», — сказал Дейл Карнеги, и успешный опыт многих подтверждает его слова.