Как и почему решаются на смену профессии
Иногда человек приходит к пониманию, что та сфера, в которой нравилось работать много лет, перестала соответствовать его ценностям. А бывает, что мечтает о профессии с детства, но по разным причинам — давление общества, неуверенность в своих силах, невостребованность профессии в тот момент — идет в другую. Спустя время он решает вернуться к мечте и попробовать.
Одни четко понимают, в какую профессию хотят перейти, а другие просто чувствуют, что нуждаются в переменах. Иногда изменить профессию получается не с первого раза и, освоив новую специальность, человек понимает, что это не то, чего он хотел. Свои истории рассказали три героини.
Вита Хлебнова
Психолог, карьерный консультант, член Ассоциации ориентированных на решение психотерапевтов и практиков. Сменила профессию маркетолога на психолога
«Я много чем занималась до психологии: бизнес в фитнес-индустрии, была там генеральным директором в 22-23 года, увлеклась маркетингом, запустила агентство, вела онлайн-журнал. Думаю, благодаря разному опыту к 28 годам сложилось представление о себе: что мне интересно, что нравится, что получается хорошо, а что не очень.
Когда я уже достигла какого-то развития в маркетинге, был стабильный доход, опыт, знакомства, было бы логично развиваться дальше, но вдруг поняла, что мне чего-то не хватает. Как будто бы в моей работе не хватало смыслов и ценностей. Я начала задумываться о том, что я могла бы еще делать.
Дальше случилась «ванильная» история выбора профессии: я читала книгу
Татьяна Дорохова
Перешла из производственной сферы в спорт и НКО, затем в комьюнити-менеджмент онлайн-образования
«За последние пять лет я дважды меняла профессию радикально, но с разной степенью осознанности. До этого 15 лет занималась продажами и управлением производственными проектами в суровой части B2B сферы (крупные промышленные предприятия).
Первая смена, из производственной сферы в некоммерческую, далась сложнее всего. До этого решения я уже несколько лет понимала, что хочу перемен, но не могла определиться, чем хотелось бы заниматься. Я составляла списки увлечений, проводила инвентаризацию сильных сторон, перебирала знакомые варианты профессий, но ничего из этого не выглядело как хороший план и работа мечты. Тогда я обратилась к карьерному коучу, которая помогла выбрать хоть что-то из моего длинного списка и начать действовать.
Выбор пал на профессию физического терапевта. Спорт всегда был важной частью моей жизни. В 38 лет поступила в физкультурный вуз, НГУ им. Лесгафта в Петербурге.
Сдавала спортивные зачеты и сидела за партой с 18-летними профессиональными спортсменами
На втором курсе решила, что пора найти место для практики, и стала волонтером в благотворительной организации, где устраивала игровые тренировки для подопечных детей фонда. Потом у них открылась вакансия фандрайзера, и меня пригласили в штат.
В фонде я провела два с половиной года. Там я многому научилась, но устала от накала страстей и нагрузки и начала думать о следующем шаге. К тому моменту почти закончила учебу, решила, что не буду физическим терапевтом, зато поняла, что у меня гораздо больше сильных сторон и способностей, чем я думала раньше. С новым багажом знаний и представлением о том, что ищу, начала смотреть в сторону комьюнити-менеджмента и онлайн-образования. Тогда меня пригласили в «Психодемию» создавать сообщество выпускников школы».
Татьяна Кострюкова
Психолог, ACT-терапевт, член Ассоциации контекстуально-поведенческой науки. Сменила специальность HR на психолога-консультанта
«У меня психологическое высшее образование. Я его получила в 2013 году, но на тот момент профессия психолога-консультанта еще не была так распространена. У нас как у выпускников психфака было два направления, куда мы могли двигаться после вуза: это социальная сфера (то есть всякие школы, садики, социальные центры и так далее), а также HR.
Я выбрала HR и восемь лет проработала в нем, но мысль попробовать себя в роли психолога-консультанта не покидала, в какой-то момент я решила, что пора возвращаться.
Нужно было получить дополнительное образование, которое даст практические навыки. Для этого я прошла программу по переподготовке. Потом я стала думать о том, что мне нужно освоить метод, в котором я буду консультировать клиентов, и тогда прошла подготовку по когнитивно-поведенческой терапии. Обучаясь там, поняла, что не это совсем мое. Во время обучения узнала о терапии принятия ответственности и поняла, что это тот метод, в котором я хочу консультировать, прошла курс по этому подходу и начала частную практику».
Как бороться со страхом, что что-то не получится
Если вам страшно пробовать новое, вы точно не одиноки. Даже если со стороны кажется, что другим смена профессии далась легко, каждый, кто начинает с нуля, проходит через множество страхов и тревог.
Героини поделились, чего они боялись в начале и процессе пути, как справлялись со страхами, что им в этом помогало.
Татьяна Дорохова
«Начинать работать фандрайзером в фонде было невероятно страшно, у меня не было знакомых из сферы. Справиться со страхом не помогало ничего, пришлось решаться под аккомпанемент панических мыслей. Зато как только решение было принято и начала погружаться в работу, стало легче. У меня были отличные коллеги и уникальная напарница в отделе фандрайзинга. Она помогла быстро освоиться и стала проводником в эту непростую сферу. Работа с волонтерами всегда давала много классных эмоций и поддержки.
Решиться на вторую смену профессии было легче, зато страха и тревоги в первые месяцы больше
Первые полгода работы стали вызовом, пришлось учиться всему одновременно: работе в распределенной команде, новым сервисам и программам, комьюнити-менеджменту. Я должна была самостоятельно создать сообщество, на этот раз никто из коллег не мог подсказать верных решений, их ждали от меня.
Сначала боялась, что на мое приглашение никто не откликнется, когда в сообщество добавились первые 100 человек, пришел страх, что не смогу предложить им что-то интересное и значимое. Только через полгода работы стало понятно, что справилась, сообщество жило».
Татьяна Кострюкова
«Для меня большая трудность была в том, чтобы взять первого клиента. У меня была уже подготовка для начала практики: психфак, программа по консультированию, КПТ-метод. Но я столкнулась с распространенным страхом начинающих специалистов: мне было страшно начать консультировать, и я этот момент все время оттягивала.
Повезло, что на курсе по терапии принятия и ответственности, где я училась, дали первого бесплатного клиента, и условием прохождения обучения была работа с ним. Я была вынуждена начать работать, это сдвинуло с мертвой точки. После этого я уже взяла следующего клиента: первый шаг всегда самый сложный, как только ты начинаешь, становится намного проще».
Вита Хлебнова
«Когда я пришла учиться на курс психологического консультирования, я находилась в неопределенном и потерянном состоянии. Обуревали вопросы: а точно ли это мое, а что я хочу, получится ли? Хотелось найти для себя ответы, чтобы понимать, нужно ли мне дальше вкладываться в это развитие или стоит вернуться в маркетинг.
Помогло, что я не ушла резко из маркетинга. Первый год практики продолжала работать, уходила оттуда достаточно постепенно. У меня был такой плацдарм, который давал чувство безопасности, что если вдруг не получится, есть куда вернуться».
Что дает поддержку на пути смены профессии
Татьяна Кострюкова
«Я столкнулась с тем, что остаюсь одна. Когда работала в HR, я взаимодействовала со всеми сотрудниками в компании постоянно. А в частной практике есть я, клиент и все. В профессии психолога команда нужна, чтобы продолжать развиваться в методе: узнавать новое и отрабатывать навыки с коллегами. Как командный игрок, стала искать свою стаю. Сообщество выпускников „Психодемии“, где училась, помогло найти коллег, с которыми хотелось работать».
Вита Хлебнова
«Чем ближе было завершение обучения, тем становилось тревожнее. Чтобы начать практиковать, нужно перебороть страх, взять на себя ответственность и самому все организовывать. В начале после обучения мы пытались держаться чатиком группы. Придумывали активности: супервизии, разборы тем. Потом активности постепенно уменьшились, это логично –– все разбредаются по своим обучениям, практикам. А потребность в поддержке, коллегах, общении оставалась.
Тогда я переключилась на чат сообщества выпускников школы. Узнала о проекте с карьерными консультациями, сразу на него отозвалась. Стала вести группу поддержки с коллегой. Такой опыт помог организовать свою группу супервизий в сообществе. Участвовала в эфирах с другими психологами, например, на тему организации своей практики. Если видела в чате что-то, что нравится, в это вписывалась. Без сообщества я варилась бы сама по себе еще долгое время и было бы сложно делать какие-то более смелые шаги. Скорее всего, они заняли бы больше времени».
Поддержка профессионального сообщества помогает развиваться в новой профессии быстрее. Всегда легче двигаться вперед с опорой на команду и коллег. Поэтому важно искать поддержку, проявлять инициативу и обращаться за советами.
Психолог-консультант, редактор «Психодемии» (входит в Ultimate Education)