Эксперты благотворительного фонда «Шалаш» подготовили инструкцию: с ее помощью вы сможете объяснить ребенку, как анализировать информацию.
Почему не вся информация верная?
У всего есть характеристики. Например, окно может быть деревянным или пластиковым. У информации тоже есть свойства — она бывает достоверной или недостоверной, основанной на факте или на мнении, ее может быть много или мало. Важно, что чем дальше мы уходим от источника информации, тем больше появляется толкований. Именно поэтому она искажается, и часто — ненамеренно.
Попробуйте сыграть в игру «Испорченный телефон» в большой компании. Загадайте слово и шепните его первому игроку так, чтобы не услышали остальные; первый шепчет на ухо второму игроку то, что удалось услышать; второй — третьему, и так далее по цепочке; последний игрок громко называет то, что услышал. Предупредите, что слова будут искажаться.
Через опыт игры дети поймут, что информация может искажаться против желания источника.
Научите выделять главное
Навык выделения главного в информации помогает анализировать ее, делать выводы и составлять свое мнение.
Чтобы понять, какая информация является главной, а какая — уточняющей, нужно задать себе вопросы:
Кто/что?
О ком/о чем?
Что делает?
Ответы на них и будут главной информацией, на основе которой можно принимать решения.
Расскажите об отличии мнения от факта
Поясните, что факт — это что-то конкретное, точно произошедшее. Например: «На улице идет дождь». На основе этой информации можно принять решение взять с собой зонтик. В то же время «Петя говорит, что лакрица невкусная» — это мнение. То, что Петя не любит лакрицу, не значит, что она не понравится и остальным.
Задавайте вопросы
Чтобы принимать верные решения и составлять свое мнение, информацию нужно подтверждать фактами и изучать с разных сторон. Выделив главное, можно задать уточняющие вопросы. Например: «Петя говорит, что на улице холодно» — это мнение. Чтобы понять, что это значит, и принять верное решение, можно задать себе вопрос: «Какая температура на улице?». С помощью ответа (который можно получить, например, посмотрев на градусник), вы узнаете факт, составите собственное мнение и сможете принять решение.
Объясните, что у всего есть причина и следствие
Причина — это то, почему произошло какое-то событие, принятое решение или действие. Следствие — само произошедшее. Между следствием и причиной есть связь. Обнаружить ее можно, если задать себе вопросы: «Почему? Зачем?»
Например: можно промокнуть (почему?), потому что на улице идет дождь. Таким образом, ребенок научится определять причину, следствие и связь между ними.
Как же так вышло?
Разберите ситуацию, которая произошла сегодня. Начните со слов «Сначала случилось…», а каждое следующее событие продолжайте словами «А потом…» / «Поэтому…». Затем нарисуйте таблицу и заполните последовательность:
причина (что случилось) — «сначала пошел дождь»:
следствие (что произошло после) — «а потом я промок(-ла)»
Расскажите также, что у одной ситуации может быть много решений. Критическое мышление — это возможность видеть разные варианты развития событий.
Вы можете ходить в школу непривычными маршрутами, придумывать новые финалы любимых книг, искать разные выходы из ситуаций, с которыми сталкивается ребенок. Так вы поможете ему или ей ориентироваться в разных ситуациях, в том числе непривычных.
Показывайте пример
Дети воспроизводят поведение родителей. Поэтому лучший способ научить детей важному навыку — это применять его самостоятельно. Обращайте внимание на то, что важно, задавайте вопросы, обсуждайте причины и следствия, перепроверяйте информацию, будьте последовательны, признавайте свои ошибки и делайте выводы.
Чтобы рассказать родителям о том, как общаться с подростками на тему кибербезопасности, VK запустила