Часто бывает так, что к пожилым людям проявляют невнимание, неуважение, нетерпимость и равнодушие, грубят и исключают их из жизни семьи. И это не случайность. Дети и старики — самые уязвимые категории общества. Но если дети активны в социуме: они посещают детские сады, школы, кружки, секции, то старшее поколение в силу возрастных изменений зачастую ограничено в социальных контактах и находится в полной зависимости от родственников. Именно изоляция является во многих случаях пусковым механизмом для проявления психологического насилия.
О формах такого насилия рассказала Любовь Выжанова, заведующая отделением Кризисного центра помощи женщинам и детям.
Психологическое насилие может принимать различные формы
Открытое неприятие и постоянная критика пожилого человека, например, неопрятность в одежде: «Что ты на себя надел, вечно ты кутаешься!»
Высмеивание суждений и взглядов: «Что ты несешь всякую ерунду! Мир уже другой! Ты отстал от жизни!»
Оскорбление и унижение его чувства собственного достоинства: «И чего ты добился в своей жизни со своей правильностью!»
Угрозы в адрес пожилого человека: сдать в больницу или дом престарелых, выгнать из дома.
Преднамеренная физическая или социальная изоляция, когда с человеком никто не разговаривает, его исключают из принятия решений, не учитывают его мнение. Даже в благополучной семье может быть такое игнорирование: «Так ведь он мало что понимает».
Применение чрезмерных требований, не соответствующих возрасту или физическому состоянию.
Грубое эмоциональное воздействие, вызывающее психическую травму.
Самой тяжелой формой психологического насилия является газлайтинг, так как абьюзер заставляет жертву сомневаться в адекватности восприятия окружающей действительности. В результате родственник получает полный контроль над пожилым человеком, лишает его возможности самостоятельно принимать любые решения, будь то запись к врачу, выбор питания или сделки с недвижимостью. Причиной газлайтинга может также стать меркантильный интерес по отношению к пожилому человеку.
«Да что с тобой, я никогда этого не говорил», «Послушай, тебе кажется, что у тебя плохое самочувствие, но это не так» «Опять ты все перепутал! Мы к этому врачу не записывались», «Это у тебя не усталость, а опять твоя депрессия начинается», — подобные фразы абьюзер использует для эмоционального расшатывания жертвы, чтобы подчеркнуть неадекватность ее восприятия, эмоционального состояния и возможную душевную болезнь.
К сожалению, обидчик признает только такой вид отношений и никогда не сомневается в своей правоте. А для пожилых людей такое поведение довольно быстро становится разрушительным.
По каким признакам можно распознать обидчика?
Абьюзер – человек, который не может существовать, не «ломая» кого-либо. Обидчику необходимо унижать других, чтобы обрести самоуважение, а вместе с тем и власть, так как ему важно ощущение превосходства, он жаждет восхищения и одобрения.
У таких людей нет ни чувства сострадания, ни уважения к другим людям, потому что они не чувствуют связи между собой и другими. Уважать другого человека — значит признавать его как личность и осознавать страдания, которые ему причиняешь.
Как противостоять газлайтингу
Можно дать несколько советов, которые помогут пожилому человеку не стать жертвой газлайтинга или вовремя предотвратить такое эмоциональное насилие.
В первую очередь сохраняйте умение доверять себе и своим чувствам. Не перепроверяйте события в своей памяти, так как подобного рода проверки добавляют еще больше сомнений в реальности фактов и чувств.
Не позволяйте изолировать себя от окружающих — подруг, друзей, соседей, знакомых. Важно помнить, что именно одиночество является одним из условий для проявления психологического насилия.
Умейте аргументированно отстаивать свою точку зрения. Старайтесь четко описывать свои чувства и ситуацию, которая их вызвала: «Меня очень оскорбило такое отношение ко мне. Мне неприятно, что меня пытаются выставить сумасшедшей».
При необходимости поговорите с независимыми наблюдателями. Замечают ли другие люди «странности», о которых вам постоянно говорят родственники?
Куда позвонить
Если вы подозреваете, что газлайтинг имеет место в вашей семье, обратитесь к психологу лично или по телефону доверия. В Москве можно позвонить на круглосуточный телефон неотложной психологической помощи 051 (для городского) и 8 (495) 051 (для мобильного).
Если ситуация стала невыносимой, можно обратиться в общественную организацию или государственный центр, которые помогают людям, подвергшимся психологическому или физическому насилию. Как правило, специалисты в этом случае смогут оказать не только психологическую поддержку, но и при необходимости предоставить временное убежище. Например, в столице работает государственный
Но иногда ситуация может оказаться не безнадежной, если родственник готов обратиться к психологу и пройти сеансы семейной психотерапии. Специалист поможет распутать сложный клубок сводящего с ума взаимодействия. Нередко бывает так, что человек, практикующий газлайтинг, понимает это только на консультации у психолога.