На протяжении последних десяти лет люди, которым известно имя Нила Стросса (Neil Strauss), относились к нему абсолютно полярно. И если мужская половина испытывала чувства по преимуществу добрые — от восхищения до благодарности (хотя и не без зависти, конечно), то женская — напротив, самые негативные: от брезгливого презрения до открытой ненависти. Причиной стала книга «Игра» («The Game: Penetrating the Secret Society of Pickup Artists»), выпущенная Нилом Строссом в 2005 году1. Затем он закрепил успех, написав «Правила игры»2. Обе эти книги — об искусстве пикапа (так по-английски называется умение «снять», «склеить», «подцепить» и так далее — девушку) и тайном сообществе пикаперов — непревзойденных мастеров соблазнения.
Этот двухтомник даже рекламировали по-разному. Мужской аудитории обещали бесценные советы, которые помогут стать неотразимым соблазнителем. Женщин же призывали прочесть «Игру», чтобы изучить все хитрости «противника» и не стать несчастной жертвой таких негодяев, как Нил Стросс и его последователи. Так или иначе, успех был огромен, «Игру» окрестили «библией пикапера», а за Нилом Строссом закрепилась вполне определенная репутация.
Тем удивительнее узнать, что сегодня Нил Стросс — примерный семьянин, убежденный однолюб и заботливый отец. Путь перерождения оказался тернист: Стросс прошел через беспорядочные связи, свободные союзы, свингерство и даже лечился в реабилитационном центре от сексуальной зависимости. Обо всем этом он пишет в своем новом произведении под названием «Правда: неудобная книга об отношениях»3. Порталу Quartz Нил Стросс рассказал о том, что думает сегодня о себе вчерашнем, назвал причину своих сексуальных исканий и представил, как однажды книгу «Игра» прочтет его сын.
Итак, прожженный ловелас совершил разворот на 180 градусов и стал преданным однолюбом?
Нил Стросс: Я понимаю, что со стороны все выглядит именно так. Но я-то смотрю на ситуацию изнутри и вижу чуть больше. Я вижу одинокого человека, которому чудовищно не везет в отношениях с женщинами и который постоянно страдает по этому поводу. А потом он встречает людей, которые учат его, как правильно вести себя с женщинами. И он решает эту свою проблему. Не сразу, но так или иначе решает. И теперь, разобравшись с ней, берется за новую. Теперь его волнует преданность в отношениях. О ней он и пишет. Вот как все вижу я.
И этот изменившийся человек не испытывает никаких переживаний по поводу того, что написал в свое время книгу «Игра»?
Н. С.: Я прежде всего журналист. И хотя «Игру» многие использовали как учебник пикапа, для меня это в первую очередь репортаж. Рассказ о том, как я вошел в сообщество пикаперов, как оставался в нем и как вышел. Оно существовало и до меня, я не создал его, я только о нем рассказал. Поэтому я, наверное, ничего не стал бы менять в книге. Хотя признаю, что какие-то вещи, казавшиеся мне тогда позитивными, не кажутся мне таковыми сегодня.
Вы можете судить о влиянии, которое оказала на общество ваша книга?
Н. С.: С двух сторон. На личном уровне мне часто приходится общаться с людьми, которые благодарят меня. Одни говорят, что «Игра» помогла им пережить трудные моменты в жизни, кто-то смог поверить в себя, кто-то счастливо женился. Звучит анекдотически, но лично я слышу скорее о позитивном влиянии. Ну, а то, что я узнаю о влиянии «Игры» из медиа — конечно, почти сплошь негатив. Впрочем, я и сам не могу отрицать, что в некоторых людях книга затронула темную сторону души — сделав их хуже, чем они были.
Вы ощущаете свою ответственность за это?
Н. С.: Я не думаю, что могу контролировать влияние своей книги на читателей. Вы можете написать роман, а можете две строчки в Twitter, но после того, как вы их написали, вы уже не в силах отвечать за то, что происходит дальше. Если пытаться предугадать все последствия, то ведь и Библию бы печатать не стоило — сами знаете, сколько людей в мире поубивали из-за того, что в ней сказано.
И все же: вы и сами признавали, что «Игра» манипулятивна по отношению к женщинам. Можете ли вы сказать, что сегодня ваше отношение к ним изменилось?
Н. С.: Прежде всего, я не думаю, что когда-либо относился к женщинам плохо. Скорее, я не умел увидеть в них личность. Правила «Игры» подразумевают отношение к женщине скорее как к некому объекту, чем как к личности — теперь я вижу это очень ясно. Видимо, моя самооценка была столь низкой, что я пытался ее повысить, довольствуясь телами других людей, не задумываясь о каком-то ином соприкосновении. И общение с женщинами было лишь возможностью почувствовать себя лучше, а не возможностью установить связь с другим человеческим существом.
В новой книге вы пишете, что ваша беспорядочная сексуальная жизнь, возможно, была необходима, чтобы преодолеть ваши проблемы. Звучит вполне в духе Ошо: чтобы себя найти, нужно себя потерять?
Н. С.: Может быть. И «Игра», и «Правда» для меня — книги про то, как пройти по темной стороне и выйти к свету. Как в сказке: пробраться через дремучий лес, страшную пещеру, сырое подземелье и сразиться с демонами, прежде чем добраться в конце концов до сокровища.
У вас маленький сын. Хотели бы вы, чтобы он однажды прочел «Игру»?
Н. С.: Чего я действительно бы хотел, так это чтобы у него никогда не было потребности ее читать. «Игра» для меня — книга прежде всего о мужской неуверенности и незащищенности. А «Правда» — пожалуй, попытка вырастить себя самого, стать наконец взрослым. Это позднее эмоциональное взросление. К сожалению, ни моим родителям, ни культурным институтам, видимо, не удалось вовремя объяснить мне нечто очень важное. Но я очень надеюсь, что сам смогу вовремя объяснить все своему сыну. Чтобы ему не пришлось приобретать уверенность в себе, читая книги про искусство пикапа.
1 Н. Стросс «Игра» (АСТ, 2008).
2 Н. Стросс «Пикап. Правила игры» (Эксмо-пресс, 2010).
3 N. Strauss «The Truth: An Uncomfortable Book about Relationships» (Dey Street Books, 2015).