Что такое религиозное мировоззрение, как оно работает? Понять это легче, если попробовать сочинить новую религию. Однажды я дал такое задание своим студентам, будущим религиоведам. Мы обсудили результаты студенческой изобретательности, и я даже рискнул выставить оценки...
Недавно я узнал о том, что аналогичный эксперимент провела моя американская коллега; в отличие от меня, она не поленилась опубликовать результаты*. Казалось бы, наши страны разделяет религиозно-культурная пропасть. Каково же было мое изумление, когда я увидел, что воображение российских и американских студентов не-редко работало в одном направлении.
Начать с того, что молодежь придумывала религии, в которых не было иерархического устройства, того самого, что у нас нередко называют «вертикалью власти». Ни тебе патриархов, ни пап, а некоторые заходили так далеко, что отказывались и от священников. Выбрать на время — это еще ничего, но чтобы навечно, избави Боже. Похоже, демократия пробивает себе дорогу сквозь традицию, вера в незыблемый авторитет уступает праву на критику вплоть до замены тех, кто веру не оправдал.
Такое место, как ад, также начисто отсутствовало в большинстве студенческих «религиозных фантазий». Посмертные страдания вообще не пользуются популярностью у современных людей, настроенных на бесконечное получение удовольствия, но радикальная молодежь и вовсе лишила их права на существование. Зато в вымышленных религиях очень распространены медитация и реинкарнация. Молитва Богу уступает место молчаливой работе с собственным сознанием, а вера в неповторимость нашей жизни сменилась надеждой на то, что у нас будет еще не один шанс начать сначала. Да, все мы знаем, что восточные религии теснят в наше время западные. Теперь стало понятнее — почему.
Однако, если задуматься, индуизм и буддизм в молодом воображении сильно отличаются от своих исторических прототипов. Реинкарнация в буддизме — вовсе не спасение, а лишь уступка человеческой слабости. Настоящее спасение — вечный покой нирваны, а перерождаются лишь те, в ком не затихает жажда жизни, вещь для истинного буддиста предосудительная: она лишь умножает страдания, на которые обречено всякое живое существо. То, что молодежь видит восточные религии через призму собственных приоритетов, неудивительно. Важно другое: мы не признаем слепого следования догмам и настаиваем на своем праве на эксперимент. И новое поколение, давая волю воображению, делает из этого неизбежные выводы.
* C. Chellew-Hodge «Millenials invent new religion: no hell, no priests, no punishment». Religion Dispatches, 2014, 29 January.