1. Сочиняйте истории
Наш мозг
Секрет запоминания историй заключается в том, что их можно визуализировать. Когда вы читаете историю, вы представляете не слова, а сюжет, который разыгрывается как фильм, поэтому вам легче обрабатывать и запоминать информацию.
Всякий раз, когда вам нужно запомнить информацию, превращайте ее в историю. Постарайтесь сделать ее интересной: она может быть уникальной, нереальной, расплывчатой, но при этом простой.
2. Выстраивайте ментальные связи
Авторы книги
Один из принципов — выстраивание связей между новой информацией и той, которую вы уже знаете. Исследования показывают, что когда у нас есть контекст для новой информации, мы способны устанавливать больше связей с тем, что мы уже знаем. Это облегчает кодирование новой информации и укрепляет нейронные пути для последующего извлечения. Так новая информация воспринимается не как набор случайных фактов, а как дополнение к уже существующей ментальной сети.
При изучении материалов курса или чтении исследовательской работы остановитесь, чтобы подумать о том, как эта новая информация соотносится с тем, что вы уже знаете. Если вы сможете найти пересечения между новым материалом и знакомым, это значительно упростит и ускорит запоминание.
3. Используйте карты разума
Ученые-исследователи
Карта разума — это визуальная схема с данными, радиально распределенными вокруг центральной темы. Карты разума помогают связать множество идей и концепций по теме на одной странице. Это похоже на дерево знаний, где для каждой большой ветви есть ответвления. Единственное отличие заключается в центробежном подходе, а не в линейной структуре.
Секрет эффективности ментальных карт (карт разума) заключается в том, что наш мозг хранит информацию не в виде слов, предложений или абзацев, а в виде ключевых моментов, диаграмм и картинок. Ментальные карты полезны, потому что они работают аналогично нашему мозгу — это облегчает обработку и усвоение информации.
Создать карту разума несложно. Вам понадобятся ручка, бумага и 10-15 минут на три простых действия:
Поверните страницу по горизонтали и напишите название темы в центре страницы.
Укажите ключевые ветви из центральной темы. Предлагается использовать разные цвета для разных ветвей — это поможет сделать схему более легкой для восприятия.
Нарисуйте ответвления ключевых ветвей и обозначьте их. Чтобы придать вашей карте разума больше глубины, используйте диаграммы и рисунки на уровне ответвлений.
4. Создавайте дворцы памяти
Помните, как Шерлок Холмс в исполнении Бенедикта Камбербэтча погружался в чертоги разума, чтобы найти факты о преступлениях? Оказывается, это техника придумана не создателями сериала, а еще древними греками, а
Метод подразумевает визуализацию знакомого места — например, планировки вашего дома или комнаты в общежитии — и использование его в качестве визуального пространства, куда вы можете поместить концептуальные образы, которые хотите запомнить.
Эта техника может помочь в запоминании несвязанных предметов, таких как список покупок. Чтобы использовать технику дворца памяти, визуализируйте свое место, а затем представьте предметы из вашего списка покупок в разных местах вокруг этого места. Например, представьте разбитое яйцо, стекающее с края стола, или пакет яблок, лежащий на диване. Для привыкания к этой технике может потребоваться некоторое время, но чем лучше вы ее освоите, тем эффективнее она станет.
5. Соблюдайте интервалы повторения
Герман Эббингауз придумал термин
Если на изучение информации есть только один день, тогда наиболее эффективными для повторения будут интервалы:
через 15–20 минут после заучивания;
через 6–8 часов;
через 24 часа.
Если у вас есть больше времени, то рекомендуется повторять информацию в следующие интервалы:
через 3 дня;
через 7 дней;
через две недели;
через месяц.
Когда дело доходит до обучения, каждая минута, потраченная на изучение эффективных методик, становится ценным вложением в личный и профессиональный рост. Но важно помнить, что каждый человек уникален, поэтому нет универсального подхода к обучению. Экспериментируйте, и вы обязательно найдете методику, которая подойдет вашему образу мышления, потребностям и ритму жизни.
Психолог в Московском городском открытом колледже, специалист по профориентации