Источник: Shutterstock/Fotodom.ru
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

В зарубежном книжном сообществе ТикТока — БукТоке — завирусились видео с реакциями на повесть «Белые ночи» Федора Михайловича Достоевского.

Сотни буктокеров в декабре прошлого года собирали цитаты под сентиментальную музыку, делились впечатлениями после прочтения и даже создавали эдиты из советского фильма с одноименным названием. Повесть заняла четвертое место среди самых продаваемых книг в Великобритании.

Сама повесть написана в 1848 году, задолго до «Преступления и наказания». По сюжету одинокий молодой человек (Мечтатель) встречает девушку Настеньку. У героев возникает эмоциональная связь: они делятся переживаниями, и Настенька раскрывает, что каждый день ожидает возвращения возлюбленного. Несмотря на это, главный герой признается девушке в любви, и та, отчаявшись, не отвергает его. Однако счастье главного героя быстро рушится: возлюбленный Настеньки возвращается, и девушка покидает Мечтателя.

Разбираемся, почему история безымянного героя и Настеньки так откликнулась у буктокеров.

1. Не «Братья Карамазовы»

Миллениалы и зумеры привыкли к быстрому потреблению контента и получению дофамина. The Guardian называет краткость романа одной из главных причин его популярности.

В повести от издания Penguin Books чуть больше 80 страниц. Пара часов — и книга в «прочитанном». Особенно это удобно для книжных блогеров: так и контент будет разнообразнее, и классика в итогах года есть.

Для зарубежных читателей краткость романа — это возможность погрузиться в пугающую и великую русскую литературу. Автор телеграм-канала «Парс и фоны» Полина Парс в Forbes Life объясняет: «Зарубежным читателям не страшно, потому что их еще не пугали ни „Братьями Карамазовыми“, ни „Бесами“, ни „Идиотом“».

2. Одиночество

Еще одна причина популярности повести — одиночество рассказчика.

Миллениалы и зумеры выросли в мире социальных сетей. Они легко знакомятся в интернете, находят пару, дружат. При этом в реальности ощущают нехватку более глубоких связей. Равно как и главный герой повести.

Мечтатель как будто кутается в одиночество и фантазии и бродит по ночным питерским улочкам, пока не находит Настеньку. Тогда временно его жизнь становится реально ощутима.

Возможно, поэтому буктокеры так остро чувствуют боль главного героя, когда Настенька возвращается к своему возлюбленному. Ведь Настенька и Мечтатель встретились случайно, «по-настоящему», а значит и чувства должны быть неподдельными.

«О! Настенька, Настенька! Если б ты знала, в каком я теперь одиночестве!»

3. Синдром главного героя

Переживать одиночество главному герою помогает жизнь в фантазиях. Он настолько поглощен ими, что «справляет годовщину» вымышленных событий.

The Guardian предполагает, что Мечтатель страдает от синдрома главного героя (далее — СГГ). Действительно, рассказчик излишне романтизирует жизнь и избегает реальности.

Понятие СГГ распространилось в сети, но пока что оно не признано в психологии как отдельное расстройство. Под СГГ подразумевают желание людей представлять жизнь как события фильма или книги, в которой они главные герои. При этом они не играют себя, а как бы примеряют роль другого, идеального в их понимании, персонажа.

Такой механизм защиты популярен у молодых поколений. В TikTok тысячи видео, где зумеры и миллениалы представляют себя героями фильма или книги.

4. Дейдриминг

Резонирует у молодых людей и мечтательность героя.

«Я мечтатель; у меня так мало действительной жизни <…>»

В психологии есть понятие для описания такого состояния — дезадаптивная мечтательность, или дейдриминг. Как и «синдром главного героя», дезадаптивная мечтательность не закреплена ни в одной классификации расстройств, но набирает популярность среди зумеров и миллениалов.

В сети молодые люди рассказывают о своих выдуманных мирах и событиях, которые не происходили. Поэтому концовка так эмоционально цепляет молодых людей: главный герой остается один и предается воспоминаниям о счастливой минуте.