1. Инвестировать в профессионализм
Если вы хотите расти в психологии, то важно все время находиться в процессе прокачки своих знаний и улучшения своего продукта. К сожалению, психология сейчас стала настолько популярна, что в нишу стали заходить люди, которые ищут легкий путь обретения экспертности и выбирают трех-четырехмесячные курсы обучения, после которых, разумеется, не получают достаточного количества знаний, но все равно начинают консультировать.
Поэтому настоящие профессионалы всегда будут цениться. Чем больше вы вкладываетесь в себя, тебя больше доверия к вам будет.
2. Мыслить как предприниматель
Экспертность важна, но лишь с ее помощью развить практику не получится. Если психолог работает на себя и получает деньги за консультации, то у него бизнес, а это значит, что необходимо прокачивать свое предпринимательское мышление, которое отвечает за построение стратегии, продажи, развитие личного бренда, управление ценой и продуктовой линейкой.
Важно помещать себя в среду предпринимателей, формировать правильное окружение, заходить в сообщества экспертов, чтобы перенимать видение и опыт принятия решений тех, кто уже достиг определенного уровня.
3. Выстраивать стратегию роста
Психологу важно сформировать свое видение, определить, куда он движется и какие инструменты будет использовать в рамках своего роста. Например, будет ли это только индивидуальная работа с клиентами или планируется запуск групп, курсов или терапевтических программ?
Ответив себе на эти вопросы, будет проще определиться с графиком и количеством рабочих часов, спланировать желаемый доход от месяца к месяцу, декомпозировать его и определить ключевые действия для его формирования. А также понять, нужно ли собирать команду, и если да, то на каком этапе.
4. Доносить свою ценность до клиентов
Психологу важно говорить о своей ценности не как о том, что человек получит за час работы с ним, а в целом — какие изменения станут возможны в жизни для человека. И здесь речь идет не только о так называемых кейсах. В жизни очень много вещей, которые невозможно оцифровать. При этом важно понимать, что нельзя сказать, что какая-то цена высокая, а какая-то низкая. Все это будет проявляться только в контексте ценности.
5. Понимать, почему вас выбирают
Важно понимать, что специалиста на самом деле выбирают не за его экспертность, а за его личность, которая выражается в ценностях, в проявлении, в предъявлении рядом с другими, в принятых решениях, в том, чем клиенты «заражаются» от него, и как это влияет на их жизнь.
К примеру, ко мне часто приходят в работу другие психологи, стаж которых в разы больше моего. Раньше я постоянно задавалась вопросом «зачем они ко мне идут?», а потом поняла, что приходят они не за знаниями в психологии, они приходят за предпринимательским мышлением, смелостью, проявлением в жизни и социальных сетях.
Рекомендую вам запросить обратную связь у вашей аудитории, клиентов, коллег, друзей, о чем они думают, когда слышат ваше имя. А также спросить:
«Почему ты выбрал именно меня / пришел именно ко мне в работу?»
«С чем я у тебя ассоциируюсь?»
«За решением какого вопроса ты бы ко мне обратился?»
«Кому и в качестве кого ты бы меня рекомендовал?»
6. Транслировать свою личность и уязвимость
Существует заблуждение, что психолог должен быть идеальным. Это не так. Стратегия «успешный успех» не работает, ведь красивая картинка невозможна без пути и процесса, в котором есть разные эмоции, чувства и состояния.
Да, всегда есть страх быть уязвимым, потому что кажется, что у тебя нет права предъявляться в своих несовершенствах и недостатках, ведь «ты же психолог». Как будто эта роль накладывает обязательства быть идеальным. Но там, где обязательства и ожидания, всегда есть напряжение, а из напряжения невозможно продавать свою работу. Доверие формируется там, где у человека появляется ощущение, что специалист его поймет. А это возможно только тогда, когда он транслирует живую жизнь и себя во всех своих проявлениях.
7. Проявляться и в онлайне, и в офлайне
Не зацикливаться только на сарафанном радио и рекомендациях или только на проявлении в социальных сетях. Диверсификация ресурсов — это ключ к устойчивости и большему охвату потенциальных клиентов. Мне в свое время помог челлендж, который себе устроила: «Каждый день обо мне должен узнавать хотя бы один новый человек». Как и где и когда это будет, не имеет значения.
8. Держать фокус не только на экспертности, но и на продажах
Хотите постоянный и устойчивый доход? Должны быть регулярные действия. Если ваш доход нестабилен, то, скорее всего, вы не понимаете, какими регулярными действиями вы можете его поддерживать.
Позиция ожидания работать не будет. Чем больше исходящий поток от специалиста (проявление в социальных сетях, выступления, помещение мероприятий, партнерства), тем больше входящий от потенциальных клиентов. Чем четче вы будете отслеживать свой заработок и факторы влияния на него, то есть свои действия, тем меньше будет тревоги относительно финансов. А чтобы люди покупали, важно рассказывать им о том, что конкретно у вас можно купить.
9. Развивать медийность
Многие спрашивают, не рано ли заходить в медийность, если ты только начал консультировать. На мой взгляд, никогда не рано. Накопление определенной медийной базы — статей, интервью, подкастов, выступлений, способствует отстройке от конкурентов, повышает лояльность и доверие аудитории, делает психолога видимым, что является ключевым критерием, необходимым для роста в доходе.
10. Повышать чек на услуги
Часто психологи испытывают чувство стыда, вины и как будто «неправильности» за то, что повышают цены на услуги. Но деньги — это в первую очередь личные границы между специалистом и клиентом. Нет «правильной» цены, но есть ее соотношение с восприятием собственной ценности. А ценность — это не только опыт и знания, это ваши кейсы, сложность решаемых запросов, статус в профессиональном сообществе или статус клиентов, с которыми вы работаете, развитый личный бренд, публикации и выступления.
Внутренний комфорт и желание лучшего качества жизни тоже являются причинами для повышения стоимости работы. Любой из значимых для вас факторов может служить поводом для пересмотра ценности и цены.