1. Вы не любите свою работу
Это была несложная догадка, поскольку, согласно
Все остальные занимаются тем, что исследователи называют «quiet quitting» (англ. тихое увольнение), то есть остаются на своем месте ровно столько, сколько положено, прикладывают минимальные усилия, которые позволяют им получать смс о зарплате дважды в месяц, и ощущают себя психологически отстраненными от своего работодателя. Несмотря на низкую продуктивность, они чаще испытывают выгорание и стресс, потому что чувствуют себя потерянными на своем рабочем месте.
Обычно в таких случаях звучит совет: «Увольняйтесь! Ищите новую работу, и тогда вы непременно полюбите понедельники!» Но работа может угнетать не только тогда, когда она вам в корне не подходит. Иногда разница между нелюбимой и любимой работой кроется в том, как мы относимся к ней, какие смыслы закладываем в свою деятельность, насколько нам удается использовать на рабочем месте свои способности и таланты.
Исследователи организационного поведения уже много лет изучают феномен «job crafting», или в вольном переводе «создание работы мечты под себя»
Ведущие эксперты в этой области Эми Вжешневски, профессор Школы менеджмента Йельского университета, Джейн Даттон из Мичиганского университета и Джастин Берг из Уортонской школы бизнеса, изучив опыт представителей разных сфер деятельности — от уборщиков в больнице до сотрудников некоммерческих организаций, — пришли к выводу: одну и ту же работу можно любить или ненавидеть в зависимости от того, какие смыслы люди в нее вкладывают!1
Одни уборщики в больнице считали свою работу в больнице тяжким бременем, а другие — важным вкладом в выздоровление пациентов. Одни делали только то, что от них требовалось, а другие старались предупредить потребности пациентов, наблюдали за их настроением и проявлением депрессивных состояний, беседовали с ними, если видели, что их никто не навещает, и даже меняли местами картины в разных палатах, чтобы больным не было скучно видеть каждый день одно и то же. Надо ли говорить, что вторые ощущали гораздо большую удовлетворенность от своей деятельности?
Один банковский работник, выдающий ипотечные кредиты, считает свою работу невыносимой бумажной волокитой, а другой каждый день приходит в офис, чтобы помогать людям осуществлять свою мечту о собственном доме.
Подумайте, кому в своей работе помогаете вы? Чьи мечты помогаете исполнить? Не забывайте о смысле своей деятельности и обращайтесь к нему в моменты, когда вам сложно.
2. Вы мало используете в работе свои сильные стороны
Еще один способ полюбить свою работу — знать и чаще использовать свои сильные стороны. Обычно мы больше фокусируемся на своих недостатках и стараемся исправить то, что у нас получается плохо, но для максимального удовлетворения и процветания человеку важно, наоборот, акцентировать внимание на том, что получается хорошо, и делать этого в жизни как можно больше2. Понимание своих сильных сторон — это ключ к состоянию потока и увлеченности своей деятельностью, лучшим результатам и более счастливой профессиональной (и не только) жизни.
Когда речь заходит о наших сильных сторонах, мы называем что-то вроде «я пунктуален» или «я легко схожусь с людьми», но исследователи выделяют определенное количество черт характера, которыми мы можем располагать. Знание и понимание их поможет вам лучше понять себя и то, как вы можете чаще применять их в своей деятельности. Например, если ваша сильная сторона — юмор, то вы можете быть как стендап-комиком, так и учителем физкультуры, которого обожает вся школа. Порой не обязательно менять работу, чтобы «найти себя», достаточно найти себя в своей работе.
3. Ваши будни утомительны и содержат мало приятных занятий
Часто мы сами обрекаем свои будни на серость и уныние, потому что планируем активные, яркие, приятные события только на выходные, оставляя на обычные дни только работу и бытовые дела. Это ошибка! Для ощущения процветания и хорошего настроения нам необходимо получать положительные эмоции не время от времени, а каждый день. Нам же не приходит в голову отложить все приемы пищи до выходных или отпуска, когда будет «посвободнее»? Вот и подпитку позитивными эмоциями нужно распределять на неделе более-менее равномерно.
Согласно теории одной из ведущих исследовательниц положительных эмоций Барбары Фредриксон из из Северо-Каролинского университета в г. Чэпел-Хилл, соотношение в жизни положительных и негативных эмоций должно быть не менее 3 к 1. Конечно, эти цифры примерные, но если всю рабочую неделю ваши эмоции находятся в дисбалансе, неудивительно, что вы будете всячески стремиться избегать подобной тягостной и изматывающей рутины.
Обязательно планируйте интересные занятия, время для хобби и просто для себя на будние дни
Не откладывайте встречи с друзьями до выходных, пользуйтесь своим обеденным перерывом, чтобы прогуляться в парке или побеседовать за ланчем с коллегой. Попробуйте практику встреч на ходу: вместо того, чтобы обсуждать дела один на один в кабинете, пригласите коллегу прогуляться и обсудите все на свежем воздухе! Это не только поможет вам больше двигаться и быть на природе (что само по себе положительно скажется на настроении), но и стимулирует вашу креативность.
Полезная практика — в начале каждого дня планируйте минимум три приятных события. Например, купить по пути вкусный кофе в любимой кофейне, позвонить маме по дороге домой, сходить на йогу или массаж лица в обеденный перерыв или накрыть дома стол к ужину более торжественно, чем обычно. Это могут быть мелочи, но они тоже важны, особенно если не спешить и как следует ими насладиться.
Не пренебрегайте перерывами в течение дня: в это время можно попить кофе с коллегой, позвонить близкому человеку, просто пять минут послушать музыку и расслабиться. Важно не пытаться занять каждую секунду полезным делом: в таком режиме мы не успеваем восстанавливаться и только аккумулируем стресс.
Еще один совет, который кардинально преобразит ваши будни, если вы сейчас живете далеко и долго добираетесь до работы, — переедьте поближе к офису!
Согласно
Самые счастливые люди в мире ходят на работу пешком или ездят на велосипеде3. Если переезд для вас не вариант, попробуйте проходить пешком хотя бы часть пути: встать чуть раньше, выйти на пару остановок раньше и прогуляться без спешки. Уже только эта небольшая перемена сделает ваши понедельники более позитивными!
Ну а если вы работаете дома, то прогулка в течение дня для вас просто необходима, равно как и личное общение: отношения с людьми — главный фактор нашего благополучия, и не смотря на комфорт домашнего рабочего места, без личных встреч и общения не через экран мы можем чувствовать себя одинокими.
Попробуйте изменить свое отношение к будням, увидеть смысл в своей работе и привнести в обычные дни больше радости и положительных эмоций, и понедельники перестанут вас угнетать.
1 Berg, Justin & Dutton, Jane & Wrzesniewski, Amy. (2013). Job crafting and meaningful work. Purpose and meaning in the workplace
2 Seligman, M. E. P. (2011). Flourish. New York, NY: Free Press.
3 Buettner, D. Blue Zones of Happiness, The: Lessons From the World's Happiest People. National Geographic, 2017.
автор канала о счастье, член Международной ассоциации позитивной психологии