Многие люди склонны угождать окружающим, чтобы избежать конфликтов. В работе эта тенденция проявляется особенно сильно. Вы часто взваливаете на себя непосильную ношу, отказываетесь брать больничный, опасаетесь высказывать даже справедливую критику, не можете попросить о помощи, даже когда в ней нуждаетесь? Скорее всего, вы человек излишне уступчивый, и это может стать проблемой.
Услужливые люди стремятся всегда выглядеть позитивно, никогда ничего не просить и не требовать, почти не показывают своих настоящих чувств. Как же научиться вести себя более уверенно, чтобы не бояться попросить о необходимой поддержке, завести разговор о повышении в должности (или просто о большей зарплате), уметь сказать «нет»?
«Почему-то многие считают, что уверенность в себе — это постоянные споры и конфликты. Некоторые полагают, что говорить «нет» — грубо, хотя отказывать тоже можно по-разному», — отмечает карьерный коуч Джоанна Блазинcка.
Вам кажется, что всем будет лучше, если вы будете избегать «неприятных» разговоров? Но чаще получается, что, стремясь уйти от конфликтов, вы лишь взваливаете на себя непосильную ношу. И в результате качество вашей работы начинает страдать.
Быть уступчивым проще, чем быть уверенным?
Если уверенность так важна, почему мы стремимся избегать споров и угождать другим? «Часто нам кажется, что уверенное поведение может привести к негативным последствиям, что оно может повредить нашим отношениям с другими и нашей репутации. Мы боимся, что нас перестанут уважать», — объясняет Блазинcка.
Есть еще одна причина. Наша самооценка во многом связана с нашей работой. «Угодливые люди зависят от своей уступчивости. Им хочется казаться надежными, компетентными, готовыми всегда помочь. Они надеются, что их работу оценят по достоинству и они получат заслуженное вознаграждение», — говорит специалист.
Вот несколько примеров типичного поведения таких людей:
- Они берут на себя дополнительную срочную работу, хотя не справляются и с тем, что есть. Им неизбежно приходится жертвовать чем-то важным.
- Они включаются в новые проекты, хотя знают, что из-за этого пострадает их личное время и результативность.
- Когда они перегружены, то не решаются сказать об этом.
- Они не осмеливаются критиковать привычный порядок работы, даже если он совершенно неэффективен.
К счастью, существуют пять шагов, которые помогут вам стать увереннее в общении с коллегами и начальством.
1. Посмотрите на уверенность иначе
В первую очередь важно научиться смотреть на уверенность по-другому. «Уверенность не означает, что вы все время будете идти на конфликт. Вы готовы обсуждать проблемы, вести переговоры. Это никому не вредит, а лишь идет всем на пользу. Уверенный человек может оставаться вежливым и скромным!» — объясняет Блазинска.
Вы же хотите хорошо работать и приносить пользу? Неуверенность часто плохо сказывается на продуктивности сотрудника — не решаясь отказать другим, он берет на себя слишком много работы и в итоге оказывается вечно усталым и недовольным.
2. Улучшайте коммуникативные навыки
«Старайтесь сделать общение с коллегами позитивным и конструктивным. Обратите внимание, как вы доводите свою точку зрения до собеседника. Ведь сказать «нет» можно по-разному, и вовсе не обязательно делать это грубо. Если вы отстаиваете свои интересы, это еще не значит, что вам безразличны проблемы коллег и общее дело (но важно чувствовать эту разницу)», — подчеркивает коуч.
3. Обсудите с начальством ваши приоритеты
Ваш непосредственный начальник должен распределять ваши обязанности так, чтобы ваша работа приносила максимальную пользу организации. Поэтому стоит почаще обсуждать с ним ваши текущие дела. Сосредоточьте все силы на ключевых задачах и не позволяйте взваливать на вас дополнительную нагрузку.
4. Найдите пример для подражания
Это может быть человек, который восхищает вас своей уверенностью и на которого вы хотели бы походить. Если вы знакомы лично, попробуйте поговорить с ним на эту тему и узнать «секреты» его уверенности. Затем постепенно старайтесь подражать ему на практике, подстраиваясь под ваши личные особенности и ища те приемы, которые подходят именно вам.
5. Стремитесь к разумному балансу
Не стоит всегда отказываться помогать коллегам, но важно следить, чтобы от этого не страдала ваша собственная продуктивность. «Не забывайте, что вы все — одна команда. Главное — реалистично оценивать свои возможности. Отслеживайте свою продуктивность, обращайте внимание, что происходит, когда вы взваливаете на себя слишком много задач. Подумайте, каким образом вы сможете принести максимальную пользу своей компании», — рекомендует Джоанна Блазинска.
Если вы заметили, что ведете себя излишне уступчиво, важно понять настоящую причину этих наклонностей. Чрезмерная мягкость может создать вам множество проблем во всех сферах жизни. Не забывайте, что ваше здоровье и душевное благополучие — главный приоритет. Если вы начнете полноценно заботиться о себе и отстаивать свои интересы, это пойдет только на пользу вашим отношениям с другими.