«Когда приедет папа?» — постоянно спрашивает четырехлетний сын. Он только начал привыкать к новому образу жизни после развода. Сейчас его стрессовое состояние из-за отсутствия прогулок и движения усугубляется еще и тем, что сын тоскует по отцу. Не знаю, как объяснить ребенку, что папа не приезжает из-за карантина. Решили сказать, что он уехал, но скоро обязательно вернется и все будет как прежде. Однако сын боится, что папа навсегда исчезнет из его жизни».
С такими проблемами сталкиваются сейчас многие родители, которые не живут вместе. Эксперты советуют честно отвечать на все вопросы детей.
«Лучше не утаивать правду и тем более не говорить о длительном отъезде родителя — это может еще больше травмировать ребенка, — считает психолог Марина Мяус. — В разговоре с ним честность — лучшая политика.
Можно в доступной форме, спокойно и не сгущая краски рассказать об истинной причине происходящего, существовании в природе вирусов и способах борьбы с ними. Это хороший повод снова поговорить с ребенком о важности гигиены и показать, как правильно мыть руки».
Когда мы перестаем бороться с реальностью, нам легче принимать собственные чувства и чувства ребенка
Даже если бывшие супруги не могли похвастаться хорошими отношениями, сейчас, ради детей, важно преодолеть конфликты и начать действовать сообща.
Прежде всего, обсудить, есть ли возможность личной встречи с ребенком. Если в вашей стране разрешены прогулки на природе с соблюдением дистанции, можно подумать о том, чтобы пойти навстречу желанию малыша увидеться с папой.
Если гулять нельзя, стоит восполнить общение через видеосвязь. Пусть разговоры с папой станут привычными для ребенка. Если он будет знать заранее, когда ждать звонка, жизнь снова покажется ему стабильной. Путь у вас появятся новые традиции: папа читает на ночь книжку или разговаривает с ребенком после обеда. Однако все это будет возможно, только если родители договорятся между собой.
«Условия развода у всех разные, — напоминает гештальт-терапевт Дарья Петровская. — Кто-то видится с ребенком почти каждый день, кто-то каждую неделю или раз в месяц. Эти договоренности важно учитывать и в период карантина.
Если вы хотите изменить количество и график онлайн-встреч, а вторая сторона не идет навстречу, лучше не обострять обстановку. Когда мы перестаем бороться с реальностью, нам легче принимать собственные чувства и чувства ребенка».
В период турбулентности ребенок опирается на родителя, смотрит на то, как взрослые преодолевают трудности, хотя им бывает непросто
В течение дня можно проигрывать с игрушками сцены встречи с папой и другими любимыми людьми, бабушками и дедушками, с которыми дети разлучены. Инициируйте игры, в которых игрушки превращаются в членов семьи. Напоминайте ребенку, что и он скоро обязательно увидит всех любимых людей, а пока надо придумать, как весело они будут вместе проводить время и во что смогут играть.
Тревога, связанная с неопределенностью, беспокойство за здоровье и благополучие неизбежно влияют на самоощущение родителей. Поэтому важно вспомнить первое правило поведения взрослого в самолете: сначала надеть маску на себя, и лишь потом на ребенка. Быть спокойными и не поддаваться панике. Такое поведение родителя поможет ребенку почувствовать — его миру ничто не угрожает.
«Позитивное отношение к ситуации, когда ребенок верит, что вместе с родными со всем справится, и начинает интересоваться более глобальными вещами, закладывается через родительскую фигуру и называется базовым доверием миру, — считает Дарья Петровская. — В период турбулентности ребенок опирается на родителя, смотрит на то, как взрослые преодолевают трудности, хотя им бывает непросто. Это укрепляет веру ребенка в то, что и он справится».
Об экспертах
Дарья Петровская — гештальт-терапевт.
Марина Мяус — когнитивный терапевт, семейный психолог.