Чтобы справиться с пассивным или пассивно-агрессивным поведением, нужно разобраться, с чем именно мы имеем дело. Пассивным людям, как правило, не хватает уверенности в себе, чтобы принимать решения — они действительно боятся совершать ошибки. Поэтому в определенных ситуациях нас может раздражать, что они ничего не предпринимают и как будто бы ждут, что мы примем решение за них. Или ждут от нас волевого усилия, совета, рекомендации — а пока этого не случится, палец о палец не ударят.
Пассивно-агрессивные люди тоже могут бездействовать — однако они делают это не из страха, а намеренно. Так они перекладывают ответственность на ваши плечи, чтобы затем получить возможность для манипуляции: «Это же ты решил так поступить», «это же ты посоветовал так сделать».
Клинический психолог Дэниел С. Лобел предлагает три стратегии борьбы с пассивным и пассивно-агрессивным поведением.
Инструмент 1. «По умолчанию»
Ситуация: Катя несколько недель назад спросила у Маши, не хочет ли она поехать с ней в отпуск. Та до сих пор молчит. Наконец, Катя спрашивает, что она решила, так как ей пора решать вопрос по отгулам с работодателем. В итоге получает ответ «Я все еще думаю, я перезвоню, извини». В такие моменты люди зачастую чувствуют себя разочарованными и беспомощными — их планы зависят от того, даст ли другой человек какой-то ответ или нет.
Как можно использовать инструмент «по умолчанию»? Сразу говорите человеку, что будете ждать его ответ, например, две недели — если его не будет, значит, ответ «нет»: «Если я ничего не услышу от тебя к субботе, значит, еду в отпуск с другим человеком».
Важный нюанс: если ставить ультиматум пассивно-агрессивному человеку, он перейдет к агрессии.
Инструмент 2. План «Б»
Ситуация: Саша попросил Игоря отвезти его после работы на прием к врачу. Но несколько месяцев назад они уже были в похожей ситуации, и тогда Игорь в последний момент отказался из-за того, что тот забыл про его день рождения. Дальнейший диалог может выглядеть так:
— А ты точно заедешь?
— Ты уже спрашивал.
— Но мне нужно, чтобы ты сказал точно.
— Сказал же, что сделаю все, что смогу.
— Если ты не скажешь мне точно к утру, буду считать, что это «нет» (попытка воспользоваться инструментом «по умолчанию»).
— Так может сразу вызовешь Uber?
Поэтому лучше всего с пассивно-агрессивными людьми использовать другую стратегию — запасной план. Убедитесь, что вы знаете, как поступить, если человек в последний момент вас подставит.
Инструмент 3. Конфронтация
Эта стратегия подходит, если пассивно-агрессивный человек — ваш близкий друг или родственник. Может быть, вы даже живете с ним под одной крышей. Тогда ваша цель — не купировать конкретный инцидент, а изменить поведение человека в долгосрочной перспективе. Главное здесь — превратить пассивно-агрессивный акт в дискуссию об агрессии.
Ситуация: 17-летняя Ира обычно убирается в своей комнате, однако с тех пор, как мать запретила ее парню приходить к ней в гости, Ира перестала это делать. Далее происходит такой диалог:
— Прежде чем идти гулять, уберись в комнате.
— Я же сказала, что уберусь.
— Ты говорила еще вчера.
— Ты тоже много чего говорила.
— Что, например?
— Что будешь относиться ко мне, как ко взрослой.
— Взрослые девушки убирают за собой.
— Взрослые девушки приглашают к себе парней.
— Взрослые прямо говорят о том, на что они обижены и на что они злятся.
— Что ты имеешь в виду?
— Приберись в своей комнате, а потом мы поговорим о твоих чувствах.
Подведем итог: прежде чем определиться с инструментом, который поможет вам выйти из неприятной ситуации, стоит понять, как именно ведет себя человек. Потому что пассивность и пассивная агрессия — это все же далеко не одно и то же.
По материалам PsychologyToday