Как образование превращается в игру: плюсы и минусы геймификации
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Что это такое

Геймификация — внедрение игровых форматов (например, накопление баллов, стремление к выигрышу, возможность создания собственного персонажа) в неигровые контексты. Этот процесс происходит как в офлайн-среде, так и онлайн: сейчас все больше детей осваивают школьную программу с помощью специальных игр для компьютера или мобильных телефонов.

У некоторых родителей такая тенденция вызывает опасение. Но нужно ли переживать?

Компания «Учи.ру», известная разработкой одноименной образовательной онлайн-платформы, провела пресс-завтрак на тему геймификации обучения школьников. На этот вопрос на мероприятии ответила семейный психолог Анетта Орлова.

Мнение эксперта

Анетта Орлова, психолог

Плюсы

Сегодня на школьников сваливается такой объем информации и домашних заданий, что если не вводить геймификацию, то это просто будет похоже на жестокое отношение к детям. Так что геймификация, на мой взгляд, хороший тренд, особенно для первоклассников. Ведь первый год в школе — время, когда формируется самооценка и «Я-образ» ребенка.

  1. Формирование здоровой самооценки. Если есть возможноть использовать элементы игры, то ученик может сам выбрать тот уровень, который ему под силу, получить там положительный результат и позитивное подкрепление убеждения «Я молодец». Это позволит ему позже приступить к более сложным задачам.

  2. Развитие когнитивных способностей. Также у ребенка возникает возможность вырабатывать собственную поведенческую стратегию, применять свои когнитивные способности. Однако такая свобода предполагает ответственность, поэтому внутри игры школьнику приходится обдумывать свои поступки, развивать логическое мышление. Если у ребенка, к примеру, не получается достичь приза, он начинает размышлять, почему его действия не привели к желаемому результату, думать над альтернативными вариантами.

  3. Появление способности к творчеству. Ребенок чувствует, что он творец своей реальности. Внутри игры у него есть возможность попробовать разные роли, и это помогает сформировать характер.

Минусы

  1. Конкуренция. Например, если между детьми в классе начинается соперничество, приводящее к конфликтам. Но здесь уже должны свою роль сыграть родители. Они могут рассказать ребенку, как действовать в рамках здоровой конкуренции, или объяснить, что важен хороший результат, а не победа любой ценой.

  2. Отсутствие интереса к традиционному обучению. Кроме того, человека, привыкшего к геймификации, не так-то просто учить. Нужно будет постоянно инвестировать в развитие педагогов и методологов, успевать за детьми и оставаться им интересными. Если после такого игрового опыта обучения ребенка поместить в обстоятельства скучной и кропотливой учебы, очень возможна демотивация.

  3. Зависимость от гаджетов, благодаря которым зачастую и возможна геймификация, находится в топе родительских опасений. В этом случае я всегда говорю мамам и папам: обратите внимание, как долго вы сами сидите в телефоне. Сколько из этого времени вы могли бы уделить ребенку? Нужно всегда предлагать детям альтернативную деятельность: общение с друзьями, спорт. Тогда и нужда в гаджетах у них отпадет сама собой.

Анетта Орлова

Экзистенциальный психолог, семейный психолог, ДПДГ-специалист, кандидат социологических наук, эксперт проекта «Здоровое питание» Роспотребнадзора, основатель школы повышения самооценки SelfEvolution