Почему у детей лучше получается справляться с задачами, рассказывает эксперт телеканала «МУЛЬТ», психолог, писатель, лауреат премии «Золотая Психея» Михаил Хорс. Выявляем основные моменты для запоминания и практического выполнения для взрослых.
Как все успевать?
Для этого потребуется запомнить два основных пункта.
№ 1: Цель
Первое, что вам следует понять: ради какой цели вы занимаетесь тем или иным делом? Дети четко понимают, к чему стремятся. Но есть разница между тем, как дать ребенку кубики с просьбой поиграть и предложением построить башню. Второе дает ту самую цель.
Итак, дети бегают наперегонки ради выяснения того, сколько в них скорости и упорства. Убираются в своей комнате, потому что знают: вы их похвалите и, возможно, чем-то вознаградите за усилия. И так далее.
В каждое занятие ребенок погружается целиком и не отвлекается, если у него, как мы сказали, есть мотивация. Когда вы говорите не причину, по которой следует собрать все игрушки в ящик для них, а аргументируете правильность своей позиции фразой «Потому что я так сказал(а)», ребенок не получает должную мотивацию. Даже ваша авторитетность не сыграет на пользу, если не будет четкого объяснения: «Скоро придут гости и должно быть чисто», или «Мы должны включить робот-пылесос, игрушки помешают ему убраться».
Вы, как и дети, должны четко осознавать, ради чего стараетесь успеть очередное дело из плотного графика. Взрослым свойственно завязать в процессе, все меньше сосредотачиваясь на результатах и целях.
Вывод: процессная деятельность менее эффективна, чем целевая. Особенно в тех случаях, когда у вас не остается времени на передышку. Кроме того, детская фантазия позволяет легче справляться с задачами, превращая некоторые из них в игру.
№ 2: Вовлеченность
Второе, чему требуется научиться у детей, — вовлеченности в процесс. Составляют они кубики, подбирают наряды для кукол, рисуют — любому из этих занятий дети отдаются целиком. У них не стоит горящей цели быстро переключиться на другой род деятельности. Вот и взрослым не помешает не пытаться быть многозадачными.
Только представьте: за несколько часов вам требуется приготовить ужин для семьи, дописать квартальный отчет, убраться в квартире и не забыть выгулять собаку. Даже если вы отрастите себе пару совсем не лишних рук, вероятность того, что, сделав все дела параллельно, вы не спутаете сахар с солью или не напишете неверные данные в отчете, увеличивается.
Тайм-менеджмент заключается не в том, как мощно и ударно выполнить все и сразу. Он про постепенное выполнение задач и построение плана, где от самого важного дела происходит плавный переход к пустячкам, которые можно смело отложить на другой, менее загруженный день. Есть возможность делегировать что-то? Отлично, пользуйтесь ею и освобождайте график.
Увлеченность одним конкретным процессом позволяет вам лучше раздумывать над действиями, не отвлекаться и в итоге гордиться результатами. Так что в данном случае выражение «впасть в детство» звучит ни капли не обидно. Вырастая, мы теряем многие полезные навыки из детства — но вы вполне можете вернуть их обратно.
Психолог, писатель, эксперт телеканала «МУЛЬТ»