Несколько десятилетий назад пирсинг был редкой и вызывающей экзотикой. Человеку с металлическими украшениями требовалась железная же уверенность в себе и готовность постоянно отвечать на неудобные вопросы.
Сегодня пирсинг, вслед за татуировками, становится делом вполне привычным. Офисный менеджер с «тоннелями» в ушах или даже университетский преподаватель с проколотой бровью сейчас вряд ли кого-то удивляют. Проведенный в Англии опрос показал, что пирсинг есть у каждого десятого человека старше 16 лет1.
Но означает ли наше привыкание к пирсингу, что теперь мы считаем его нормальным явлением и готовы воспринимать его обладателей уважительно и серьезно? Ряд исследователей независимо друг от друга решили изучить этот вопрос.
Участникам проведенного психологами из Вестминстерского Университета в 2012 году исследования предлагали оценивать фотографии мужчин и женщин с различным количеством пирсинга на лице или вообще без него2.
Люди с проколами на лице были восприняты как менее привлекательные. Испытуемые оценили их умственные способности как предположительно более низкие. И чем больше пирсинга было на лице у оцениваемых людей, тем более низкие оценки они получали.
Подозрительное отношение к тем, кто не похож на нас, — глубоко сидящее в нас архаичное чувство. Но почему именно пирсинг так настораживает общество, которое ориентировано на то, чтобы принять и уважать каждого?
Пирсинг и трудоустройство: есть ли связь?
Нежелание работодателей принимать на некоторые должности людей с украшениями на видимых участках кожи тоже имеет под собой основания. Так, при опросе, проведенном учеными из университета Отаго (Новая Зеландия) среди пациентов новозеландских больниц, пирсинг оказался вещью, которую они наименее всего бы хотели видеть у своего лечащего врача3.
Дым без огня?
В основе предрассудков лежат вполне рациональные доводы. Многие психологи сходятся во мнении, что проколы на видимых участках тела, как и татуировки, могут рассматриваться как индикаторы более рискованного отношения к жизни. В среднем при наличии пирсинга и/или татуировок люди чаще склонны к употреблению алкоголя и наркотиков, чаще имеют проблемы с законом, менее серьезно относятся к учебе4.
Чтобы проверить расхожее мнение о связи наличия пирсинга и алкоголя, психологи из Университета Южной Бретани (Франция) предлагали выходящим из баров студентам подышать в алкотестер. Их гипотеза подтвердилась — степень алкогольного опьянения у студентов с металлическими украшениями в коже на видимых участках тела была значимо выше.
Проведенное психологами из Квебекского университета (Канада) в 2006 году среди подростков исследование показало, что 80% девушек, имеющих проколы на теле, имели опыт рискованного поведения, в это понятие включалось множество вызывающих поступков — от прогулов по учебе до употребления наркотиков5.
А среди молодых людей, имеющих регулярный опыт употребления наркотиков, игровую зависимость или проблемы с законом, пирсинг оказался в 17 раз более распространен, чем среди их социально благонадежных ровесников.
Не все так однозначно
С другой стороны, нельзя однозначно говорить о том, что пирсинг осуждается и не принимается окружающими. Его наличие — это заявление о том, что человек ощущает себя свободной, уверенной личностью, ставящей свои представления о том, как должно выглядеть его или ее тело, выше мнения окружающих.
Проведенное учеными из Стейтон-Колледжа (США) среди студентов Нью-Джерси исследование показало, что люди с пирсингом воспринимаются участниками как более креативные, творческие и загадочные6.
Согласно другому исследованию, проведенному группой психологов в Университете Теннесси (США), люди с пирсингом показали значительно более высокий уровень открытости к новому опыту, чем испытуемые без него7.
На основе полученных характеристик рисуется портрет типичной «творческой» личности — яркой, креативной, но и в определенной степени асоциальной (в зависимости от того, какому именно «новому опыту» человек открывается).
Таким образом, стереотипы и предвзятое отношение к людям с пирсингом никуда не исчезли даже в развитых и толерантных странах, они просто стали менее заметными. Проколы на теле по-прежнему вызывают у большинства непонимание и нежелание воспринимать таких людей как взрослых и надежных членов общества.
Напрашивается вопрос: поскольку негативное отношение к людям с пирсингом интуитивно понятно большинству людей (и подтверждается экспериментально) — можно ли предположить бессознательную тягу к именно такой реакции на себя у тех, кто делает пирсинг?
1 «Body piercing in England: a survey of piercing at sites other than earlobe», British Medical Journal, June 2008.
2 «The Influence of Facial Piercings and Observer Personality on Perceptions of Physical Attractiveness and Intelligence», European Psychologist, 2012, vol. 17, № 3.
3 «Judging a book by its cover: descriptive survey of patients' preferences for doctors' appearance and mode of address», British Medical Journal, 2005, December 24.
4 «Tattoos, Piercings, and Alcohol Consumption, Alcoholism: Clinical and Experimental Research», vol. 36, № 7, July 2012.
5 «Are tattooing and body piercing indicators of risk-taking behaviours among high school students?», Journal of Adolescence, vol. 29, № 3, June 2006.
6 «Perception of a photograph of a woman with visible piercings». Psychological Reports, 2008, vol. 103.
7 «Personality correlates of tattooing and body piercing in a college sample: The kids are alright». Personality and Individual Differences, Volume 45, Issue 4, September 2008.