Как мотивировать зумеров к обучению и развитию: советы психолога
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Зумеры — первое поколение, оказавшееся под значительным влиянием технологий, что привело к кардинальным изменениям в их восприятии карьеры, отношений и образования. Это важный аспект, который необходимо учитывать всем, кто взаимодействует с ними, будь то родители или работодатели, нанимающие таких работников, либо преподаватели, работающие с молодыми людьми. Что важно знать, чтобы привлечь интерес этих молодых людей к обучению и развитию?

Что нужно знать про поколение Z

Поколение Z — это значимая часть общества, включающая в себя молодых людей в возрасте 15–25 лет. Только в России их около 14 миллионов человек. Это число охватывает как школьников и студентов, так и тех, кто уже начал строить карьеру. Их отношение к жизни и работе вызывает одновременно и удивление, и восхищение у старших поколений.

Отношение к работе

Зумеры ценят гибкость и стремятся к балансу между личной жизнью и карьерой. При этом профессиональный и финансовый успех важны для них не меньше, чем время на отдых, друзей и хобби. Однако это не то поколение, которое пойдет на все ради высокой зарплаты и красивой должности — идеальная работа зумера должна приносить не только деньги и славу, но и удовлетворение и пользу обществу.

Сильные стороны

Сильная сторона этого поколения — высокая адаптивность. Зумеры легко меняют рабочие места и не боятся осваивать новые профессии, что делает постоянное обучение и самосовершенствование одной из ключевых ценностей. Согласно американскому Career Interest Survey, 65% представителей поколения Z считают себя крайне мотивированными продолжать обучение.

А еще это первое поколение, чье взросление прошло бок о бок с технологиями — смартфоны и компьютеры для них привычны с детства. Это определяет их склонность к виртуальному общению, которое они спокойно предпочтут личному взаимодействию. Учиться зумеры тоже любят онлайн — например, 59% предпочитают получать знания в YouTube.

Все это создает контекст, который преподаватели не могут не учитывать в работе с молодыми людьми.

Четыре отличительных черты поколения Z

Пока зумеры изучают мир и ищут себя, многочисленные исследователи этого поколения уже успели сформулировать, чем это молодое поколение отличается от предыдущих поколений.

1. Клиповое мышление

Люди, выросшие в эпоху интернета и соцсетей, с детства привыкли к тому, что информация подается краткими и емкими фрагментами. Из-за этого редкие зумеры могут долго удерживать вниманием на длинном контенте.

Поэтому, работая с ними, мы должны быть готовы часто менять формат подачи, визуализировать материал и передавать знания с помощью сжатых блоков информации. Например, исследователи рекомендуют использовать кейс-методы, которые на примере конкретных ситуаций позволяют работать с большим объемом информации и анализировать данные.

2. Визуальное восприятие

Визуальные элементы — основа восприятия материала для зумеров. Они учатся через видео, инфографику и красиво оформленные учебные пособия. Классические тексты с учебными задачами воспринимаются намного хуже. Поэтому для успешного обучения поколения Z преподавателю важно использовать мультимедийные инструменты и интерактивные формы, например, диалоговые образовательные боты, доски типа Miro и Figma, где можно наглядно структурировать информацию с помощью ментальных карт, схем и алгоритмов.

3. Важность обратной связи и похвалы

Социальные сети приучают людей к быстрой реакции окружающих в виде лайков и комментариев. Зумеры, с детства знакомые с этим форматом взаимодействия, ожидают от окружающих молниеносной обратной связи в любой ситуации. Преподавателям важно взять на заметку: регулярное информирование учащихся об их успехах и зонах роста и позитивное подкрепление помогут им дольше оставаться мотивированными. Также пригодятся инструменты визуализации прогресса наподобие тех, что используются в компьютерных играх. Например, игрофикация и обозначение пройденного пути.

4. Интерес превыше всего

Если обучение не связано с личными увлечениями или жизненными целями зумера и не построено на решении практических задач, шанс удержать внимание ученика стремится к нулю. Зумеры не склонны усваивать знания «на всякий случай» — им важно понимать, для чего нужен каждый элемент обучения.

Задача родителя, руководителя или преподавателя — показать связь изучаемой темы с глобальной целью молодого сотрудника или ученика. Например, через обсуждение ценностей и того, как конкретный предмет или навык поможет ему реализовать эти ценности в дальнейшем.

Ожидания зумеров от обучения и преподавателей — не каприз. Они действительно понимают, чего хотят и от жизни, и от учебы, и не готовы тратить время на то, что им не подходит.

Образовательная мотивация зумеров

Мотивация к учебе и развитию зумеров тесно связана с их потребностями — им важно заниматься тем, в чем они видят смысл, быстро расти и достигать новых результатов, приносить пользу обществу и делать все это с комфортом для себя.

Поэтому идеальное образование для представителей поколения Z — гибкое, дающее актуальные навыки и позволяющее им развиваться во всех важных для них сферах.

Помогать в обучении и поддержании мотивации зумеров могут разные образовательные практики.

Интерактивные методы обучения

Включение технологий в образовательный процесс — ключ к мотивации зумеров. Если преподаватель использует интерактивные курсы, мобильные приложения, образовательные боты, искусственный интеллект, симуляции, ролевые и деловые игры, значит, у него есть все шансы создать для зумера пространство для активного обучения и сделать процесс интересным и захватывающим.

Персонализированные учебные планы

Адаптация обучения под интересы и потребности ученика — лучший способ завоевать внимание зумера. Сюда относятся и гибкие программы, которые позволяют выбрать направления обучения и управлять своим временем, и готовность преподавателя объяснять обязательные темы «на языке» студента.

Много практики

Зумеры стремятся как можно быстрее применить полученные знания в реальной жизни. Поэтому задача преподавателей — при создании образовательных программ придумывать практические задания или проекты, которые связаны с интересами ученика или их карьерой.

Например, ученики и студенты могут подключаться к решению реальных профессиональных задач при прохождении стажировки — участвовать в хакатонах по разработке айти-продуктов, анализировать данные компании, создавать креативные решения в области геймдизайна.

Предоставление обратной связи и признание успехов

Четкие критерии оценки, возможность получать регулярную обратную связь и похвала за успехи — важный элемент, который поддерживает мотивацию зумеров. Они хотят видеть результат своих усилий и понимать, как продвигаются к своим целям.

Использование социально важных тем

Зумерам нравится, когда обучение связано с их ценностями и важными социальными вопросами. Поэтому преподавателям важно выстраивать связь учебного процесса с такими темами как экология, права человека или технологические инновации.

Причастность к решению больших социальных проблем можно обеспечить засчет организации в процессе обучения волонтерства, участия в благотворительных проектах, организации тематических мероприятий, где сами подростки и юноши выступают инициаторами и исполнителями идей.

Совместное обучение

Время поколения Z — это эпоха сотрудничества и коллабораций. Поэтому в обучение важно включать возможность обсуждать темы с разных точек зрения и делиться знаниями. Успехом могут пользоваться публичные дискуссии на острые темы, формат групповых проектов и баддинг — практика взаимной поддержки в обучении, когда ученики помогают друг другу разобраться в сложной теме.

Наталья Кисельникова

Руководитель лаборатории психологической поддержки в организации Step by Step