Как мемы с Пригожиным помогают нам «вывозить» реальность
Фото
Wikimedia

События субботы, 24 июня 2023 года, были отнюдь не веселыми. Но россияне обладают отличным чувством юмора и довольно быстро откликаются на любые обстоятельства веселыми шутками и мемами. В этот раз особенно досталось Иосифу Пригожину, мужу и продюсеру певицы Валерии, однофамильцу главного ньюсмейкера того дня.

По признанию самого музыканта, этот день он планировал провести с семьей, отдыхая от новостей. Но когда ему стали пересылать шутки и мемы, а затем незнакомые пользователи социальных сетей начали оставлять серьезные комментарии и просьбы «не идти на Москву», продюсер включился в информационное пространство и понял, в чем дело.

Иосиф Пригожин отреагировал на такое внимание к себе адекватно — шутки про него принесли людям пользу, и это хорошо, считает он.

«Вчера я был в тревоге и волнении из-за происходящего. Мне было совсем не смешно, сегодня более или менее, — сказал он на следующий день в интервью. — Я вижу, что подобные мемы снижают градус напряженности и переводят ситуацию в штуку. Я же человек из индустрии развлечений. Это говорит о том, что в такие непростые времена у народа присутствует чувство юмора. Люди моделировали это таким веселым образом, пытались снизить градус напряженности».

+1

Что бы ни происходило за последние годы — а событий было более чем достаточно — россияне с готовностью откликаются на происходящее остротами и мемами. Благодаря мессенджерам и соцсетям они «уходят в народ». Особенно удачную шутку можно получить в течение дня от нескольких адресатов. Это показывает, как тесно мы связаны благодаря современным технологиям и как быстро может расходиться информация.

Почему же нам так нужны шутки и мемы, даже (или особенно) в сложные времена?

1. Снижаем градус

Продюсер Пригожин прав — юмор действительно помогает снизить градус напряженности. Когда мы следим за событиями, выстраиваем в голове пугающие сценарии, занимаемся думскроллингом и погружаемся в тревогу, мы оказываемся во власти одного из конитивных искажений — катастрофизации. Удачная шутка как «противовес» как бы уменьшает драматичность происходящего, нивелируя излишнюю склонность мозга запугивать нас возможным развитием событий.

2. Вырабатываем эндорфин

Беспомощность, тревога, страх, гнев — в субботу многие из нас испытали эти эмоции, естественные для острой стрессовой ситуации. Они сопровождаются определенными физиологическими процессами — в организме вырабатываются гормоны стресса, возникает мышечное напряжение. Хорошая шутка, которая вызывает смешок или хотя бы улыбку, «включает» другие процессы. Организм вырабатывает «гормон радости» — эндорфин. Ну а если вам удалось посмеяться, вы чувствуете, как и напряжение в мышцах снижается.

3. Перестаем чувствовать беспомощность

Если помните, в саге о Гарри Поттере юных волшебников учили справляться со страхами, представляя самое пугающее… в смешном виде. Мемы и шутки также помогают нам взять страх под контроль — можно даже не взмахивать волшебной палочкой с заклинанием «Ридикулюс!» Пара мемчиков — и вроде бы уже не ситуация взяла над нами верх, а мы встаем над ней, смеясь и чувствуя, как проходит неприятное переживание собственного бессилия.

4. Дает ощущение общности

Пересылка мемов и понимание того, что прямо сейчас вместе с нами над той же шуткой смеется кто-то еще, дарит столь необходимое нашему виду ощущение принадлежности к некой большой группе, переживание общности с другими людьми, даже незнакомыми. А в ситуациях, когда выживание под угрозой (мозг именно так воспринимает все подобные события), это помогает обрести устойчивость.

5. Помогает выпустить пар

Шутки могут быть и способом «канализировать», то есть осмысленно найти канал, выплеснуть такие чувства, как злость, досаду. Этот вид юмора называется сарказмом, и в персонализированном общении использовать его стоит очень осторожно. Однако для многих едкие остроты — привычный способ проявить агрессию.

Похоже, без юмора в жизни не обойтись — и здорово, что есть те, кто обладает умением отпустить хорошую шутку или запустить по-настоящему смешной мем именно тогда, когда это спасает психику от перенапряжения.