Сегодня романтические отношения выглядят не так, как 20-30 лет назад. Их трансформации способствует множество факторов:
выросшая независимость женщин от мужчин,
новые технологии,
развитие медицины в области контрацепции,
доступность секс-подкастов и других сервисов в этой нише,
агрессивный бьюти-маркетинг,
популярность компьютерных игр, которые «отдаляют» молодых людей от реальности.
Это не говорит о чем-то плохом или хорошем — просто мир меняется. И под влиянием этих факторов люди медленнее взрослеют, откладывая брак и рождение детей на более поздний срок. Одни предпочитают подольше пожить для себя и на первое место ставят свое личное пространство и потребности, другие и вовсе становятся чайлдфри, а для позитивных эмоций заводят собачку.
Типы сервисов и приложений для знакомств
Крупные дейтинг-платформы
Не больше тридцати лет назад в игру вступили онлайн-знакомства. Однако и эта относительно новая культура уже меняется — появляются и исчезают нишевые дейтинги, добавляются новые механики, которые делают поиск партнера не только более комфортным, но и более осознаннее. Дейтинг-платформы (такие как ушедшие Tinder и Badoo, или Mamba) сегодня являются стартовой точкой для тех, кто ищет пару для отношений, романтического флирта или серьезных связей.
Нишевые сервисы знакомств
Как и во всем мире, в России существуют и нишевые сервисы знакомств, такие как Pure, BDSMPEOPLE. Пользователи здесь преследуют более конкретные цели, обусловленные сексуальными субкультурными запросами, ради которых они не только ищут разовые встречи, но и готовы на длительные серьезные отношения.
Развитие таких приложений связано с тем, что люди стали глубже понимать свои потребности в паре
Помимо нишевых дейтингов, основанных на сексуальных интересах, довольно бурно плодятся небольшие приложения, в которых люди объединены по национальному или религиозному признаку (например, Tatarnikah — знакомства в Татарстане, Jan — армянские знакомства), или дейтинги, в основе которых лежит не классическая механика — так, в Vox пользователи знакомятся по голосу.
Почему появилось так много дейтинг-стартапов
Одна из причин бурного роста различных дейтинг-стартапов в России — уход Tinder. Это событие положительно повлияло на развитие отрасли в целом, хоть в моменте для индустрии и обычных людей это и было шоком. Объем рынка сначала сократился, так как люди не сразу стали переходить в другие приложения для знакомств, но потом они стали присматриваться к российским сервисам. Довольно быстро появились новые продукты — VK знакомства, Twinby, дейтинг от Sunlight.
Ближайшие пару лет эти процессы будут продолжаться, рынок будет расти, но нужно быть готовым к тому, что выживут не все приложения
Mamba существует более 20 лет, у большинства в момент перестройки рынка уже было «первичное» знание о нем. После ухода зарубежных игроков львиная часть пользователей перетекла туда. Но этот процесс не окончен, он будет длиться еще год-полтора, поэтому сейчас на российском рынке идет здоровая конкуренция между различными приложениями для знакомств.
Как изменилась механика сервисов и приложений
Несмотря на то что мир изменился и гендерные роли немного смешались — теперь женщина может заниматься бизнесом, а мужчина уйти в декрет и стать «домохозяйкой» — перемены во-многом ограничены физиологией. Мужчины и женщины по-разному взрослеют, у них по-разному протекают гормональные и ментальные процессы, у них разное отношение к сексу, разный тип мышления. Именно поэтому они часто не могут друг друга понять.
Все это глубже, чем кажется, и влияет на отношения гораздо сильнее социальных установок
Так, женщины по-прежнему выбирают партнера, оценивая не только его внешность, но и потенциал: профессию и доход, личные качества, здоровье и прочее. Они рассматривают мужчин как гарантию будущей надежности и защищенности семьи. Мужская стратегия в онлайн-знакомствах иная: ставить «лайки» всем подряд, стремясь охватить наибольшее количество женщин и тем самым увеличить свои шансы на успех.
Поэтому для женщин создают «защищающие» механики lady first, когда они сами решают, кому написать, а также фильтры сообщений «общаться только с понравившимися» и VIP-функции, например, просмотр гостей и лайков. Для мужчин больше развивают модели подписок, чтобы они давали дополнительные возможности «нарастить» свою популярность, число мэтчей, лайков и новых контактов, а также посмотреть, кому они нравятся.
Скорее всего, никаких новых механик в ближайшие 5-7 лет не появится. Эволюции в способах знакомства стоит ждать только в том случае, если появится какая-то новая технология или произойдут значительные социальные изменения.
Есть ли подводные камни у дейтинга
Бытует мнение, что доступность самых разных сервисов и приложений рождает бесконечную иллюзию выбора — люди получают зависимость от свайпов и лайков, застревая в дейтинге на долгое время. Даже найдя хороший «вариант», некоторые не особо ценят его, полагая, что можно поискать кого-то получше, и в итоге нередко теряют понимание того, что им вообще нужно от партнера и отношений.
Многие психологи считают, что именно дейтинг-сервисы виновны в возникновения такого паттерна
Однако, скорее всего, корень зла не в них: само общество стало более «потребительским», а вездесущий онлайн, который сейчас занимает не меньшую часть нашей жизни, чем офлайн, изменил мышление и подход к знакомству. Разнообразие приложений — лишь следствие.
Какие сейчас тренды в мире онлайн-знакомств
На фоне роста осознанного подхода к дейтингу и других изменений в контексте отношения к ментальному здоровью на первый план вышли три тренда.
1. Усиление безопасности
Для более комфортного и защищенного поиска все дейтинг-приложения активно работают над безопасностью. Речь идет не только о защите персональных данных, но и об уменьшении токсичности в сервисах и борьбе со спамом: платформы противостоят мошенникам, роботам, рассылающим сообщения, и обычным пользователям, сеющим негатив. Для этого создаются новые алгоритмы, меняются подходы в работе службы поддержки, ужесточаются правила пользования сервисами.
2. Потребность в качественных связях
Это основной тренд сервисов знакомств на ближайшие годы, ведь понимание и совпадение интересов в паре крайне важны. Однако для выстраивания качественных связей знания одной базовой информации (пол, возраст и местоположение) о дейте мало.
В связи с этим некоторые платформы добавляют психологические тесты, но зачастую это лишь маркетинговый ход
Для эффективных знакомств нужны более конкретные данные, к примеру:
пищевые предпочтения (мясоед или веган),
хобби,
биологические ритмы (сова или жаворонок),
отношение к животным,
наличие аллергии,
курение,
религиозные убеждения,
социальный статус,
прошлый опыт.
По мере оцифровки этих данных и повышения доверия к ним качество знакомств может улучшиться. Если удастся собирать такую информацию через API или другие инструменты, то это поможет сервисам делать процесс знакомств более качественным, лучше подбирая партнеров.
3. Развитие технологий
Нейросети стали неотъемлемой частью дейтинга: они автоматизируют модерацию фото и текстов, помогают определять лица на фотографиях, идентифицировать подходящие и неподходящие объекты. Это повышает качество сервиса и помогает бороться с негативными явлениями.
Однако для имитации общения на таких платформах использоваться искусственный интеллект, скорее всего, не будет никогда
Да, возможность длинных диалогов с роботами может привлечь некоторых пользователей, но это имитация реальной жизни, которая может привести к слишком глубокому погружению в виртуальный мир и вызывать серьезные психологические проблемы.
Генеральный директор сервиса знакомств «Мамба»