Анна Косниковская, медиакоординатор Greenpeace России
Если муж вернулся из магазина с пакетом, это означает, что мы в ссоре. И нет для него способа более красноречиво рассказать мне о своей обиде, чем купить большой полиэтиленовый пакет и сложить все покупки именно в него. В мирные времена мне удается в дверях сунуть ему в руки многоразовые сумки с экомешочками, но и это срабатывает не всегда.
Например, недавно я попросила купить фисташек на развес, но он отказался брать с собой в пивной магазин мои красивые экомешочки из органзы с золотыми нитями. Отшутился: «Мужики не поймут». Мне, конечно, более странным и непривлекательным кажется мужчина с пакетом-майкой, но отношение мужа к большинству моих экопривычек как к блажи многое говорит о нашем обществе.
В нем по-прежнему стыдно выделяться. Неудобно доставать свои «фруктовки», неловко класть в них продукты, непонятно, что отвечать кассиру на вопрос: «А где вы это взяли?» Кассиры, кстати, реагируют дружелюбно: за тот год, что я пользуюсь экомешочками, видела на их лицах много разных эмоций — от удивления до восторга, а вот раздражения не наблюдала ни разу. Но все же стеснение — одна из главных причин, по которой мы никак не можем заменить вредные полиэтиленовые пакеты экологичными альтернативами.
Для меня помимо экологичного образа жизни есть еще одно, не менее важное понятие — экологичное общение
Дети в этом смысле — самая отзывчивая аудитория: они с радостной готовностью принимают любые перемены в быту, если знают, что это хоть как-то поможет природе. Я много рассказываю им о вреде пластика, об осознанности и бережном потреблении. По выходным мы вместе сортируем мусор, а еще они помогают мне собирать батарейки (сдаем отдельно), сажать цветы и деревья у дома.
Несмотря на то, что у меня не получилось переубедить родителей в детском саду
Родные не всегда поддерживают меня на пути к сознательности и разумному потреблению, но я не помню, чтобы лишний пакет стал причиной серьезной ссоры в нашей семье. Для меня помимо экологичного образа жизни есть еще одно, не менее важное понятие — экологичное общение: здоровые отношения, в которых обо всем можно договориться, не навязывая друг другу чувства вины и стыда.
Я иду за фисташками со своим экомешочком из органзы, а муж помогает мне в выходные отвезти мусор на переработку. Иногда я вижу, как он на автомате берет с собой в магазин большую холщовую сумку, и тихо радуюсь: значит, в нашей семье стало на одну экологичную привычку больше!
Виолетта Рябко, руководительница медиаотдела Greenpeace
Какие экологичные привычки можно ввести в семье? Вот мои предложения.
Отказаться от одноразового пластика
Стоит прекратить брать пакеты: и большие на кассе, и маленькие фасовочные. Заменить их можно экосумками и мешочками для взвешивания (они, кстати, бывают разных цветов, в том числе и черные), а одноразовую тару — многоразовыми контейнерами. Можно превратить поход в магазин в квест и постараться принести домой как можно меньше пластика.
Многоразовая бутылка для воды, герметичная кружка и термос избавят вас от необходимости покупать неперерабатываемые одноразовые стаканчики: во многих кофейнях бариста спокойно нальют вам кофе в вашу кружку. Стеклянные, бамбуковые или металлические трубочки помогут вам с чистой совестью отказаться от пластиковых соломинок в кафе.
Заменить машину на каршеринг или общественный транспорт
Самый грязный воздух в городе — внутри машины, которая стоит в пробке. И в целом 90% загрязнения воздуха происходит из-за машин. При острой необходимости можно воспользоваться каршерингом, а общественный транспорт сократит время, проведенное в пробках.
Не покупать новые игрушки детям, а играть с ними
Ежегодно в мире выбрасывают 40 млн игрушек, и почти 90% сделаны из пластика. При этом играть в самодельное лото дети будут с таким же удовольствием, как и с новенькой Рапунцель в красивом платье, а самая запоминающаяся игра — та, в которой участвовала вся семья. И уж точно стоит отказаться от дешевых игрушек: они недолговечны и могут содержать опасные вещества. Кстати, вы когда-нибудь заглядывали внутрь резиновых уточек?
Разделять отходы
В России свалки размером со Швейцарию и продолжают расти, причем уже буквально под нашими окнами. В Подмосковье и Татарстане планируют построить мусоросжигательные заводы. Идея закапывать тонны отходов где-нибудь вдали от Москвы — убийственно вредная.
Мусора становится больше, и единственный способ что-то изменить — отказаться от лишнего и одноразового, а то, что есть, сдавать в переработку. Ближайший пункт приема вторсырья в вашем городе можно найти
Установите дома диспоузер — измельчитель пищевых отходов: около половины содержимого нашего ведра — органический мусор, из которого при переработке можно получить биогаз. Однако устанавливать диспоузер можно лишь в тех городах, где очистные станции оборудованы метантенками — специальными емкостями, в которых сбраживается осадок после очистки стоков.
Если установить диспоузер там, где метантенков нет, измельченная органика попадет либо на полигон токсичных отходов, либо в водоемы, провоцируя эвтрофикацию (ухудшение качества воды). Альтернатива диспоузеру — маленький домашний компостер или компостная яма, если вы живете в частном доме.
Делиться вещами
Мы в Greenpeace регулярно устраиваем своп-вечеринки — обмен одеждой, обувью и украшениями. Такие же мероприятия можно устраивать у себя дома или во дворе: