В отличие от российских школ, в учебных заведениях Великобритании и США нет разделения предметов на родной язык и литературу — школьники просто изучают английский язык, которым привыкают пользоваться постепенно.
В начальной школе малыши учатся читать и писать, причем почерк никого не заботит — дети пишут печатными буквами и пользуются карандашом. Главное — усвоить правила, а каллиграфией как искусством человек может заняться и после школы.
В средних классах упор делается уже не на запоминание правил, а на написание эссе и оттачивание умения складно выражать мысли. В этом помогает изучение лучших образцов классических и современных произведений литературы.
Основная цель изучения литературы в школе — развитие навыка чтения как такового. Дети должны полюбить книги. Поэтому нередко на уроках весь класс просто читает по цепочке какое-то произведение, а потом обсуждает прочитанное в свободной форме или отвечает на вопросы по тексту.
Но сочинения американские и британские дети тоже пишут. Обычно их задают на дом: школьник должен прочитать какую-то книгу и написать book report — краткий пересказ сюжета и собственные мысли о прочитанном.
Что читают школьники в США
В Америке каждый штат сам решает, какие книги входят в обязательный культурный багаж образованного американца. Департаменты образования по всей стране составляют собственные списки — иногда из тысяч наименований! — а школы уже сами отбирают, что давать ученикам.
Но в большинстве школ изучают одни и те же произведения. Список книг для старшеклассников, которые знакомы всем американским выпускникам:
- «Убить пересмешника», Харпер Ли
- «Повелитель мух», Уильям Голдинг
- «Маленькие женщины», Луиза Мэй Олкотт
- «Приключения Гекльберри Финна», Марк Твен
- «Великий Гэтсби», Фрэнсис Скотт Фицджеральд
- «Алая буква», Натаниэль Готорн
- «Американская трагедия», Теодор Драйзер
- «Остров сокровищ», Роберт Льюис Стивенсон
- «Сердце тьмы», Джозеф Конрад
- «Скотный двор», Джордж Оруэлл
- «Моби Дик», Герман Мелвилл
- «Цветы для Элджернона», Дэниел Киз
- «Машина времени», Герберт Уэллс
В старших классах многих школ ребята могут выбрать факультатив — курс иностранной литературы: русской, латиноамериканской, японской, французской.
Что читают в английских школах
Единой для всех программы в Англии тоже нет, но есть списки рекомендованной литературы, из которых и составляется план изучения классики.
Британская государственная учебная программа The National Curriculum оставляет школам простор для выбора. Рекомендации весьма расплывчаты: например, в старших классах предлагается внести в программу как минимум одну пьесу Шекспира, произведения XIX, XX и XXI веков, поэзию конца XVIII века. Однако не возбраняется изучать и произведения Джоан Роулинг, и сагу Толкиена, и детективы Агаты Кристи.
В программу старших классов обычно входят:
- «Большие надежды», «Приключения Оливера Твиста», Чарльз Диккенс
- «Гамлет», Уильям Шекспир
- «Гордость и предубеждение», Джейн Остин
- «Франкенштейн», Мэри Шелли
- «Джейн Эйр», Шарлотта Бронте
- «Возвращение на родину», Томас Харди
- «Кентерберийские рассказы», Джеффри Чосер
- «Трагическая история доктора Фауста», Кристофер Марло
- «Робинзон Крузо», Даниэль Дефо
- «История Тома Джонса, найденыша», Генри Филдинг
- «Ярмарка тщеславия», Уильям Теккерей
- «Мельница на Флоссе», Джордж Элиот
В отличие от российских школьников, английские продвигаются по программе крайне неспешно — за год проходят всего 6-7 произведений. Причем это не только классика — в списки рекомендованной литературы входят и книги, написанные 20–30 лет назад, в то время как российская программа почти не продвигается дальше начала ХХ века.
Можно было бы предположить, что относительно расслабленный темп изучения литературы действительно прививает детям любовь к изящной словесности. Но, увы, школьники на Западе относятся к родной литературе примерно так же, как и их российские сверстники, — многие считают, что классика слишком «толстая», нудная и не имеет с реальной жизнью ничего общего. А некоторые даже хитрят, читая краткие содержания книг и не открывая оригиналы.