Как изменилась ситуация с домашним насилием в 2022 году: выводы и прогнозы
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

«Как изменилась ситуация с домашним насилием в 2022 году?» — самый распространенный вопрос, который наши сотрудницы слышат в последнее время. С него же мы начинаем каждую летучку последние семь месяцев работы.

Мы с коллегами ожидали сильного всплеска домашнего насилия из-за внешних событий и роста общего уровня тревожности, ведь часто стрессовые ситуации выступают катализатором агрессивного поведения. Однако такие изменения не происходят в одночасье. 

Весной мы столкнулись с несколькими случаями домашнего насилия на фоне политических разногласий. Была даже сюрреалистичная ситуация, когда муж начал избивать свою жену-украинку, несмотря на то что раньше они спокойно ездили в гости к ее семье и никаких проблем на тему национальности не возникало. Но в основном запросы пострадавших все те же, что были раньше. Правда, в августе мы увидели значительное увеличение количества клиенток SOS-размещения.

«В августе программой воспользовалось больше женщин, чем обычно, и Центру пришлось докупить пять двухместных номеров в хостелах Москвы. В сентябре динамика обращений была стабильной, что часто бывает в этом месяце — многие заняты подготовкой детей к школе и налаживанием нового расписания семьи», — рассказывает координаторка SOS-размещения Анна Волкова.

Почему пока что не происходит катастрофы? 

Причина очень простая — «Насилию.нет» (организация признана «иностранным агентом» в России) работает только в Москве. Как известно, до недавнего времени внешнеполитическая ситуация особо не касалась людей из столицы, да и вернувшихся домой пока не так много. Мы однозначно увидим колоссальный рост насилия, включая агрессию по отношению к близким, как только вчерашние солдаты вернутся домой.

Для большинства людей воспоминания о пережитых кошмарах являются постоянным источником стресса. Из-за нервного напряжения бывшие солдаты становятся раздражительными и агрессивными. Некоторые находят выход в алкоголе или наркотиках, но это только обостряет переживания. Людям так и не удается адаптироваться к обычной жизни — они не находят свое место в мире, который остался прежним, в то время как они вернулись совсем другими.

У многих военных возникает посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) — человек снова и снова переживает травмирующее событие так, будто оно происходит прямо сейчас. Он испытывает сильные эмоции и физические реакции, которые напоминают переживания непосредственно во время стрессовой ситуации. Это может происходить и во сне — тогда человеку постоянно снятся кошмары.

Мы с коллегами понимаем, что в ближайшем будущем количество пострадавших от насилия будет только расти и людям нужно будет все больше помощи. Насилие всегда порождает насилие, к тому же в обществе становится все больше разногласий и конфликтов.

Как поддержать тех, кто стал жертвой насилия?

Юлия Арнаутова

PR-менеджер Центра «Насилию.нет» (организация признана «иностранным агентом» в России)