Почему нам сложно говорить о болезнях и смерти?
В момент встречи с темой болезни и смерти у нас есть две основные сложности.
- Отсутствие знания о том, как действовать. У нас нет или есть крайне мало «правильных» слов, шаблонов действия.
- Микростресс от крушения базовых иллюзий о том, что мы и наши близкие бессмертны, обладаем вечным запасом здоровья, можем полностью контролировать свою жизнь, в которой «ничего такого с нами и близкими случиться не может, потому что…».
Мы встречаемся с чувствами, которые сопутствуют переживанию потери: шок, торг, гнев, печаль, принятие ситуации. Кто-то переживает страх, растерянность, вину, стыд, беспомощность перед лицом судьбы, злость на обстоятельства или даже «тех, кто пустил сюда таких, как он» — с такими историями мы иногда встречаемся в новостях.
Но также и печаль, сочувствие к ребенку и его родителям
Много противоречивых чувств поднимается одновременно. Мы даже можем их не распознать сразу, но эти чувства определяют наше поведение и то, как именно мы будем говорить со своим ребенком. Если взрослый, который говорит о болезни и смерти, сильно тревожится и испуган, его эмоции передадутся ребенку. Однако если он способен зрело говорить на непростые темы, то тогда беседа будет очень полезной для детей.
нужно ли ограждать детей от сложных тем?
Ребенок в любом случае рано или поздно встретится с этой темой — в литературе, «в подворотне», в супермаркете, на детской площадке, в новостях. И он должен каким-то образом сформировать свое отношение и способы совладания с чувствами.
Если мы не поддерживаем этот разговор, если тема не поднимается в беседах, если она связана с ужасом и избеганием, тогда ребенок будет сам наедине с собой «переваривать» ужас и тревогу взрослых, формируя какие-то мифы, которые с большой вероятностью окажутся для него вредными.
Эти фантазии сами по себе могут быть источником проблем: то, о чем нельзя или страшно было говорить дома, часто становится для детей источником страхов, симптомов и даже несчастий.
Как говорить с ребенком о болезнях?
- Используйте простой понятный язык без научных терминов. Например, на вопрос: «Почему девочка такая большая, а сидит в коляске?», можно ответить, что девочка не может ходить сама, но при этом в остальном она точно такая же, как и другие дети. Вы можете поиграть вместе, обсудить что-то интересное.
- Говорите о фактах. Тело каждого из нас уникально и может по-разному работать. В некоторых случаях тело может давать какие-то сбои, а в чем-то всем нашим телам нужна поддержка. Что одному человеку — легко, другому дается с трудом. Так мы снижаем тревогу, и ребенок не боится стать изгоем, если обнаружит любые собственные особенности.
- Предоставьте ребенку инструменты — слова для обозначения чувств. Когда мы даем детям возможность называть вещи своими именами, мы создаем прецедент сочувствия. Когда мы даем чувству название для вербального выражения этих страшных тем, мы даем возможность мозгу работать немного по-другому.
- Групповой разговор может быть полезнее, потому что быть вместе — это один из способов справляться с травмой на уровне сообщества.
Почему это важно?
Когда мы сталкиваемся с болезнью и смертью — особенно детей — мы часто чувствуем беспомощность и растерянность. Ужас связан с тем, что это несправедливо и очень грустно. Помогая тяжелобольным детям, например, участвуя в акции
В рамках благотворительной акции учителя, школьники и их родители договариваются и дарят учителю один букет от класса, а сэкономленные таким образом деньги направляют в фонд, занимающийся помощью неизлечимо больным детям.
Самое важное, что ребенок не остается беспомощным перед лицом чего-то непонятного, о чем даже взрослые боятся разговаривать
Так мы даем ребенку возможность выходить из состояния жертвы и беспомощности перед лицом большой общечеловеческой темы, встречи с которой все равно избежать не получится. Помимо этого мы формируем способность ребенка справляться со сложностями во всей его дальнейшей жизни и даем ему инструменты для дальнейшей саморегуляции.
Невозможно прожить жизнь и избежать потерь, когда болеет, умирает кто-то из дорогих нам людей. То, как мы на это откликаемся, очень сильно зависит от того, есть ли у нас внутренние инструменты, стратегии, способы совладания со сложными переживаниями.
Об авторе
Мария Егорова — психолог, преподаватель Института интегративной семейной терапии, автор и ведущая клиентских и обучающих программ по работе с психологической травмой.