Случалось ли вам битый час напряженно слушать школьного преподавателя или институтского профессора, а через 5 минут после окончания лекции напрочь забывать, о чем шла речь? Возможно, проблема в том, что по ходу его речи вы не делали заметки или вели записи неправильно. Между тем такая деятельность помогает мозгу быстрее и эффективнее усваивать новую информацию. И даже способствует рождению новых идей.
Подготовьтесь заранее
Если вы школьник или студент, то ваша задача — разобраться в материале урока, чтобы в будущем использовать полученные знания. Они понадобятся вам как минимум для того, чтобы сдать экзамен. Перед лекцией хотя бы бегло просмотрите информацию по теме урока — тогда вы будете примерно представлять, чего ждать, а то, что будет рассказывать преподаватель, будет ложиться на подготовленную «почву».
Результаты одного исследования показали, что студенты-юристы, которые знакомились с материалами дела до того, как отправиться на семинар, в рамках которого планировался его разбор, лучше понимали суть происходящего, чем те, кто этого не делал.
Что касается «технической» стороны вопроса, то для ведения записей стоит заранее запастись всем необходимым. Вам точно пригодятся:
- цветные ручки и карандашами
- клейкие стикеры
- тетрадь или блокнот
- маркеры
И, конечно, важно заранее настроиться на то, что вы узнаете что-то новое и интересное.
Ведите записи от руки
Многие предпочитают приходить на лекции, семинары и деловые обсуждения с ноутбуком, однако специалисты сходятся на том, что простые ручка и бумага дают лучшие результаты. Благодаря их использованию мы лучше осмысляем концепции и запоминаем факты. Да, это не слишком прогрессивно, но так уж устроен наш мозг.
В ходе одного эксперимента психологи дали испытуемым возможность в течение недели пересматривать свои записи, прежде чем приступать к написанию экзамена. Те студенты, которые вели конспекты от руки, сдали тест намного лучше, чем те, кто пользовался ноутбуком.
Зарисовывайте информацию и используйте разные цвета
Оказывается, мы лучше запоминаем информацию, когда фиксируем ее с помощью зарисовок. Так, в рамках еще одного эксперимента испытуемых просили либо записывать, либо изображать рисунком разные слова. Всем участникам отводилось 40 секунд на слово, поэтому можно было успеть записать его несколько раз. Позже, когда испытуемых попросили назвать все продиктованные слова, выяснилось, что те, кто рисовал, в среднем запомнили в два раза больше слов.
Что интересно, уметь рисовать для этого необязательно — хватит и маленьких схематичных скетчей. А чтобы информация лучше откладывалась в голове, используйте разные цвета: одни — для заголовков, другие — для подзаголовков.
Активно используйте аббревиатуры
Записывать все, что говорит лектор, слово в слово, просто невозможно — в целях экономии времени придется использовать символы и аббревиатуры. При этом надо запомнить, что они означали изначально — например, можно делать пометки при первых упоминаниях.
Устраните отвлекающие факторы
Как правило, школьные учителя и преподаватели в институте запрещают во время лекций пользоваться гаджетами или даже оставлять их на столе. В этом есть смысл: так мы устраняем один из мощнейших отвлекающих факторов и помогаем себе концентрироваться на теме урока.
Даже обидно, что в школе и институте не учат тому, как правильно вести заметки, — настолько сильно этот навык может упростить жизнь. Благодаря этим записям мы лучше структурируем, запоминаем и освежаем в памяти полученную информацию.
Конечно, важно делать это разборчивым почерком и грамотно, ведь какой смысл в заметках, которые вы не в состоянии прочесть? Не пишите на клочках бумаги и в уголке листка — оставляйте вокруг слов пространство, чтобы впоследствии была возможность дополнить информацию.
И постарайтесь после урока, лекции или презентации перечитать записи — это поможет сразу заполнить возникшие пробелы и лучше усвоить информацию.