«Я наконец ощутила себя женщиной, а значит, мое предназначение — мотивировать и дарить мужчинам радость»
Валентина, 30 лет
Я родилась в небольшом городке и долго играла по принятым в обществе правилам: с отличием окончила школу, институт, вышла замуж и родила ребенка. Вскоре стало очевидно: муж не желает развиваться и чего-то достигать, мотивируя тем, что это невозможно, все происходит за взятки.
Пока он ныл, пил и лежал по вечерам на диване, я работала, занималась строительством дома и содержала ребенка. Мама уверяла, что я должна сохранять брак, потому что хоть какой, но он «муж и отец». Когда он однажды поднял на меня руку, перестала ее слушать и ушла.
Было трудно, муж не помогал. И тогда один мужчина, которому я нравилась, выгодно отличающийся от бывшего тем, что не пенял на обстоятельства, а уверенно строил свою жизнь и многого достиг, предложил помощь. Мы с сыном переехали к нему, и я получила возможность жить для удовольствия: заниматься собой, домом и ребенком.
Мы расстались, но я вышла из этих отношений с пониманием, каких мужчин хочу видеть рядом. Все те установки, которые мне с детства внушала мама и общество, просто треснули по швам.
Я переехала в столицу и общаюсь только с сильными, целеустремленными и состоявшимися мужчинами
Я наконец ощутила себя женщиной, а значит, мое предназначение — мотивировать и дарить им радость своего присутствия в их жизни. Сегодня нас призывают к равноправным, партнерским отношениям, но это обман и заблуждение. При таких условиях мужчине можно расслабиться, лечь на диван и все равно получить заботу, внимание и секс.
Мужчины хотят женщин, так их создала природа. Раньше ради нас они убивали мамонтов, теперь зарабатывают деньги. Благодаря своим достижениям они нас завоевывают. Если человек предлагает тебе более счастливую, беззаботную жизнь, когда ты избавлена от гнетущих мыслей, как заработать на себя и ребенка, то и ты в состоянии дать ему гораздо больше энергии и внимания.
Да, мужчины содержат меня и дают возможность ощутить легкость и свободу, а значит, способность вдохновлять их на дальнейшие результаты. Это самый честный, природой предусмотренный обмен, который в нашем обществе теперь принято считать аморальным.
«Жизненные установки времен охоты на мамонтов опасны отсутствием перспектив»
Татьяна Мизинова, психоаналитик
Героиня, очевидно, была права в том, что, преодолев материнские установки, не стала сохранять брак, в котором была несчастна. Однако избрала достаточно опасный путь. По сути, это формальный обмен, где за материальные блага и жизнь ради удовольствия она будет «вдохновлять и мотивировать», то есть подпитывать нарциссическую часть своего партнера, часто становясь его тенью.
Она честно признается, что мужчины ее содержат и дают возможность ощутить легкость бытия, свободу от бытовых проблем и забот о финансах. Однако в ее признании нет ни слова про любовь, понимание, принятие или сопереживание. Даже самый успешный мужчина нуждается не только в восхищении, но и в безопасном пространстве, где он может быть слабым, позволить себе регрессировать и не соответствовать идеалу маскулинности.
Утверждение, что такая форма отношений — самая гармоничная, потому что мужчины раньше убивали мамонтов, а теперь зарабатывают деньги, нежизнеспособно, ведь с тех пор и психика человека проделала огромную работу, и социокультурные аспекты изменились.
Героиня общается с разными мужчинами, но постоянный партнер так и не появился
Как правило, это превращается в карусель из идеализации и обесценивания, когда пара очаровывается друг другом, берет из отношений самое яркое и интересное, а сталкиваясь с неизбежными жизненными реалиями, разочаровывается.
Если рассматривать это не как этап развития, а стратегию жизни, то видится больше минусов, особенно для женщин. Возраст для женщины более значимая категория, и если нет действительно близких отношений, то при таком подходе через пару лет мужчина будет искать кого-то моложе и с меньшим уровнем притязаний. Героине трудно планировать свою жизнь на пять-семь лет вперед, когда она может потерять способность «вдохновлять и восхищать».
Отношения между людьми — это всегда яркая палитра, договор, которой существует в каждой конкретной паре. Но, выбирая для себя тот или иной вариант, будет правильным задуматься о перспективе.
«Лишь бы наоборот» — инфантильная реакция протеста на семейные установки»
Дарья Петровская, гештальт-терапевт
Ценности, которые изначально прививала героине мать, — так называемые интроекты, то есть усвоенные, но не «переработанные» правила. Это некий кодекс действий, которые надо выполнять. При этом совсем не объясняются причины: почему нужно именно так, что будет, если поступить по-другому, не учитываются особенности личности и ее потребности. Мы все знаем общепринятые, культурные интроекты: «девочкам нужно уступать», «мальчики не плачут», «будь послушной, и все сложится удачно».
Когда выясняется, что интроект не работает или становится неактуальным, возникает тупик. Появляется ощущение обмана, злости и даже тошноты на физическом уровне.
Героиня из одного полюса, где все плохо, попадает сразу туда, где, как сначала кажется, все хорошо. И часто как реакция протеста на прежние установки появляется категоричность — «лишь бы наоборот». Делается вывод: все, что было раньше, нужно перечеркнуть, обесценить и начать заново.
Таким образом не происходит взросления и осмысления, а возникает новый интроект — «правильно, когда мужчина приносит мамонта»
То есть раньше было «терпи и сохрани», теперь «вдохновляй и будь легкой». Переработка таких установок, например, в терапии — это процесс «переваривания». Когда из маминых посланий удается взять все хорошее, а дальше выстроить на этом свою личностную ценность.
Так происходит осмысление того, насколько подходят мамины установки к моей актуальной жизни. Быть может, она всю жизнь жила одна, мечтала иметь мужа, но отдала все дочери. И смысл ее послания в том, чтобы ребенок обрел свое счастье. Просто формулировка получилась неудачной.
В истории героини осмысления пройденного опыта не происходит, и дальнейшее движение строится лишь на энергии отрицания. Это очередная ширма, в которой она прячется от реальности и создает иллюзию безопасности. «Если я буду легкой и вдохновляющей, то мужчина никогда меня не обидит и все для меня сделает». Выстраивается символический замок принцессы. Не исключено, что он просуществует долго, однако в любой момент его может сдуть ветром, оставив человека вне всякой опоры.
Психоаналитик, директор психологического центра «Персона», вице-президент Европейской конфедерации психоаналитических психотерапий
Гештальт-терапевт