Когда мы ежедневно делаем то, что нам кажется бессмысленным; когда думаем, что нашему положению на работе что-то угрожает; когда нам не хватает ресурсов, энергии работать качественно, мы чувствуем себя бессильными. Работа утрачивает свою значимость для нас, и мы становимся очень уязвимыми.
Несмотря на трудные условия, в которых приходится работать многим из нас, некоторым по-прежнему удается находить в своей деятельности смысл, у большинства же это не получается. Вопрос смысла — основополагающий, ясный ответ на него позволяет жить в гармонии с собой и чувствовать удовлетворенность жизнью в любые времена. Вот почему так важно понимать, для чего мы работаем. Ради самой работы? Или вознаграждения за нее — де-нежного или символического? Ради связей с другими людьми? Ради вклада в общество? Карьеры?
На протяжении жизни этот смысл меняется в соответствии с нашей системой приоритетов, ценностей, представлений, мотиваций и потребностей. Работать — значит еще и иметь свободное время для того, чтобы думать. Однако во многих компаниях, на многих предприятиях сегодня обстоятельства как раз не позволяют думать, а значит, и осмыслять свою роль. Ставя перед сотрудниками все больше задач, смысл которых невнятен, в ситуации жесткой экономии, руководители ждут от подчиненных работы исключительно в режиме производительности. А как же производство смысла? В этом отношении тем, кто так работает, приходится рассчитывать только на себя.
Во-первых, развивать личную эффективность. То есть качественно выполнять все, что мы делаем на работе, видеть связь между своими усилиями и результатом. Даже в неблагоприятной окружающей обстановке личная эффективность дает нам веру в то, что мы сможем мобилизовать необходимые ресурсы, чтобы справиться даже с самыми сложными и неожиданными ситуациями. Такое отношение к работе повышает уровень субъективного благополучия и снижает стресс.
Следующий шаг — отмечать то, что вызывает положительные эмоции, найти удовольствие в том, что делаешь каждый день: не столько в результате работы, сколько в самом процессе, в общении с коллегами и партнерами. Даже если мы сейчас не создаем ничего из ряда вон выходящего, наша вовлеченность в рабочий процесс позволяет нам найти опору в себе и превращает работу в глубокий и обогащающий нас опыт. В общем, речь идет о том, чтобы в ситуации смены приоритетов у работодателей не слишком зацикливаться на целях и показателях. Удовольствие и мотивация на работе оцениваются не по таблицам Excel, а по поведению, состоянию духа и стилю общения в коллективе.
В такие моменты важно позволить себе прислушаться к интуиции, к своим ощущениям, принимать во внимание то, что мы обычно (по своей воле или бессознательно) игнорируем, сделать так, чтобы ум, тело и сердце жили в ладу, в полной мере ощущать себя «здесь и сейчас» — все это поможет действовать и принимать верные решения. И в этом смысле удовольствие от работы окажется не целью, а средством.
И наконец, стоит задать себе вопрос о своих намерениях и поступках. Пытаясь интерпретировать собственные действия, мы легче обретем смысл работы. Делать что-то, что имеет смысл, — значит стараться понять, что дает нам энергию, и использовать это понимание, чтобы яснее мыслить и действовать. Потому что опыт обретает смысл только в душевной глубине того, кто этот опыт проживает.
Софи Петерс (Sophie Péters), консультант, эксперт по управлению персоналом, качеству жизни на работе и отношениям в рабочих коллективах, создатель консультационного кабинета Sens&Perspectives («Смысл&Перспективы», sensetperspectives.com).