Реклама одних и тех же продуктов мелькает в который раз. Политики на каждом шагу твердят одно и то же, хотя порой их высказывания никак не связаны с заданными вопросами. Журналисты день за днем пережевывают одни и те же мнения. Неужели повторение настолько убедительно?
Как ни банально, информацию повторяют ради усиления эффекта. Действенность такого метода неоднократно подтверждали психологические исследования. Повторение — один из самых простых и наиболее распространенных методов убеждения. Он применяется так беззастенчиво, что мы забываем о его мощном влиянии.
Достаточно хотя бы раз повторить любое суждение, чтобы люди посчитали его более правильным и достоверным, чем сказанное впервые. Мало того, в таком случае они готовы поверить даже тому, кто прежде неоднократно лгал.
Принимая что-то за правду, мы сами себя убеждаем, что так оно и есть. Согласно исследованиям, сильнее поддаемся действию обещаний и заверений, которые слышали не один раз.
Легко понять — значит, правда
Феномен, названный эффектом иллюзии правды, проявляется отчасти потому, что знакомство порождает симпатию. Информация, которая все время на слуху, становится знакомой. Все, что хорошо усвоено, автоматически считается правильным — так устроен мозг. Обработка уже известных понятий требует меньше усилий: поскольку это удобно, мы невольно в это верим. Так срабатывает принцип когнитивной беглости.
Политики прекрасно знают, что разница между мнимой и настоящей правдой почти незаметна. Создавать иллюзии намного проще, к чему утруждаться честностью?
Самый громкий голос звучит как мнение большинства
Справедливо и обратное. Люди неохотно верят тому, что требует тщательного обдумывания. Безусловно, такое открытие опечалит тех, кто пытается донести до остальных, что мир слишком сложен для примитивного понимания.
Психологи попытались проверить, сколько раз нужно повторить информацию для максимального эффекта. Оказывается, высшая степень доверия достигается после трех-пяти повторов. Затем действие начинает терять силу и даже может вызвать отрицательную реакцию.
Реклама на телевидении повторяется намного чаще, поэтому рекламодатели используют чуть измененные версии роликов, чтобы захватить внимание зрителей. Нехитрая уловка позволяет обойти бесспорный факт: если знакомство порождает симпатию, то навязчивость порождает отвращение.
Когда повторять бесполезно?
Повторение дает результат почти во всех случаях, когда люди слегка рассеянны, но стоит им сконцентрироваться и обнаружить слабые аргументы, как все старания сходят на нет. Другими словами, сколько ни повторяй сомнительные доводы, они не действуют на тех, кто слушает внимательно. Но если люди не настроены вдумываться, достаточно с жаром повторить утверждение, чтобы аудитория сочла его знакомым, следовательно, убедительным.
Это означает, что мы должны сохранять здравый смысл, просматривая телерекламу, иначе послание прорвется сквозь барьеры. Хотя нам кажется, что реклама пролетает мимо, все происходит с точностью до наоборот. Очень важно включать критическое мышление, иначе оглянуться не успеешь, как уже напеваешь мотивчик, цитируешь ключевые фразы и покупаешь продукт.
Вместе с тем при действительно веских аргументах уровень заинтересованности аудитории не играет особой роли, повторение все равно подействует. К сожалению, многие блестящие идеи виснут в воздухе только потому, что люди стесняются их повторять.
Как убедить целую группу?
В коллективных обсуждениях тоже наблюдается интересный феномен. Стоит одному участнику группы несколько раз произнести свое мнение, как остальные соглашаются, что он лучше всех выразил общие интересы. Самый громкий голос звучит как мнение большинства.
Здесь работает все та же психология: людской разум не улавливает особой разницы между истиной и ее видимостью. Мнимая правда принимается за настоящую, ведь мозг привык обрабатывать ложные представления как совершенно правдивые.
Сведения о человеческой способности искажать рациональные суждения удручают, но недавно выяснились еще более тревожные факты. Мы можем убедить себя в чем угодно с помощью повторения. Как показало исследование, любая информация, извлеченная из памяти, кажется не менее достоверной, чем утверждение, прозвучавшее дважды. Всем убежденным скептикам надо быть осторожнее с выводами, легко и быстро приходящими на ум. Можно запросто построить устойчивое ошибочное убеждение на единственном обрывке воспоминания.
Источник: spring.org.uk
Об авторе
Джереми Дин — психолог, создатель ресурса PsyBlog, автор книги «Убей привычку — создай привычку». Его