«Попробуйте на себе маленькую игру в ассоциации, — предлагает профессор психологии Ноэм Спенсер. — Что рисует ваше воображение при словах «соревновательность» и «агрессивность»? Если сразу всплывает слово «мужчина», то вы не одиноки». Эти черты, как правило, связаны с мужественностью. И именно их Чарльз Дарвин первый выделил у особей мужского пола. Он назвал эти качества необходимыми для привлечения внимания противоположного пола и, как следствие, более успешного по сравнению с конкурентами продолжения своего рода.
«Отчасти потому что исследователи находились под влиянием Дарвина, подавляющее большинство работ посвящалось усилиям, которые прилагает сильный пол, чтобы быть востребованными у женщин, — считает Ноэм Спенсер. — И лишь в 80-е годы прошлого века стали появляться первые труды, рассматривающие тот же феномен на другом гендерном полюсе — конкуренцию женщин за лучшего мужчину. Традиционный взгляд, что женщины в меньшей степени склонны к соревнованию друг с другом, оказался обманчив. Слабый пол точно так же вовлечен в жесткую борьбу».
Обезвредить соперника
«Мы с Ольгой были очень близки, — рассказывает 32-летняя Мария, — дружили со студенческой скамьи, пережили вместе болезнь и уход моей мамы, Ольгин развод, поддерживали друг друга и делились всем. И все это разбилось, когда мы познакомились с мужчиной, который привлек нас обеих. Он стал проявлять знаки внимания ко мне, Ольге это было тяжело. С этого началось наше отчуждение, а потом и полный разрыв».
Психолог Ирина Комарова утверждает, что женская дружба вопреки распространенным представлениям бывает очень крепкой, но называет при этом ситуацию Марии и Ольги типичной. «Подруги способны пройти то, что они сами называют «огонь, вода и медные трубы», они умеют слушать друг друга и оказывать поддержку, — говорит Ирина. — Однако поведение одной из сторон, которое может как-то мешать построению любовных отношений другой, часто разрушает этот союз. Как только одна из женщин бессознательно начинает представлять угрозу личному счастью подруги — в дружбе помимо воли появляется напряжение».
Эволюционный психолог Дэвид Басс доказал, что гендерное соревнование происходит в двух основных формах: позиционирование себя как более выгодной кандидатуры и ослабление позиции конкурента. Мужчины демонстрируют свою физическую силу и социальный статус, то есть те маскулинные черты, которые так ценятся женщинами. Женщины в качестве главного козыря используют молодость и физическую привлекательность — качества, биологически притягивающие мужчин.
И если мужчины в этой борьбе пытаются ослабить своего конкурента, ставя под сомнение его социальную состоятельность, то женщины критикуют возраст, внешность или черты характера своих оппоненток.
Основываясь на работах Дэвида Басса, канадские исследователи Марианн Фишер и Энтони Кокс описали и две другие тактики, часто используемые в гендерном соревновании: манипуляция своим возлюбленным и манипуляция конкурентом.
В первом случае мы стремимся ослабить влияние гипотетического соперника в тот момент, пока мы сами занимаем лидирующую позицию. Классический пример: если муж привык навещать нас на работе, где неожиданно появляется новая сотрудница, свободная и привлекательная, мы легко находим предлог, чтобы убедить его в нецелесообразности продолжения таких визитов.
Манипуляция конкурентом может выражаться в том, что женщина начинает рассказывать заведомо нелицеприятные вещи о мужчине, который ее интересует, нейтрализуя возможный интерес к нему со стороны других.
3 особенности женской конкуренции согласно клиническому психологу Джойсу Бененсону
- Слабому полу жизненно необходимо защищать свое тело от физического насилия, для того чтобы успешно выносить и родить ребенка, поэтому женщины бессознательно больше ориентированы на скрытую вербальную агрессию, нежели на открытую физическую конфронтацию.
- Те, кто уже обладает в глазах общества признанным статусом и красотой, в меньшей степени нуждаются в покровительстве со стороны других женщин.
- Пока яркая привлекательная женщина не заручилась поддержкой и признанием, она может встречать скрытое сопротивление других представительниц своего пола.
Исследования Бененсона показывают, как ведет себя группа женщин в присутствии привлекающей мужское внимание соперницы. Они насаждают принятые в их кругу стандарты: внешних данных, манеры поведения, стиля одежды, настаивая на том, что это и есть «истинная женственность».
«В самых крайних случаях яркую, интересную для противоположного пола, а значит, потенциально представляющую угрозу женщину могут негласно исключить из сообщества, — говорит автор исследования. — Если в коллективе появляется такая женщина, становясь, например, одной из мам в школьном родительском комитете, общение с ней могут свести к минимуму, негласно принуждая «уйти со сцены».
Сексуально привлекательную женщину всегда воспринимают как соперницу
«Все недавние исследования говорят только в пользу существующего феномена женской конкуренции», — утверждает Ноэм Спенсер. Например, эксперимент Йона Манера и Джеймса Макнулти из Университета Флориды показал, что уровень тестостерона, настраивающего женщин на агрессивное противостояние, подскакивал при соприкосновении с бельем молодой женщины, которая в тот момент проходила фазу овуляции. Это означает — на неосознанном уровне репродуктивно активная женщина начинала восприниматься как конкурент.
Чтобы проследить, как молодые женщины реагируют на соперницу, канадские исследователи Трэйси Вайланкорт и Анчал Шарма пригласили студенток в университетскую лабораторию под предлогом обсуждения женской дружбы. Девушек разделили на две группы и распределили по разным аудиториям, однако настоящий эксперимент начинался в тот момент, когда в комнату заглядывала молодая ассистентка с вопросом, где найти исследователей.
«Девушка во многом отвечала эволюционно заложенному в нас представлению о привлекательности, — рассказывает профессор Вайланкорт. — У нее была тонкая талия, округлые бедра и довольно большая грудь, а также здоровая кожа и густые волосы. Однако перед первой группой она появлялась в бесформенной майке, с небрежным хвостом на голове, а ко второй входила в облегающей блузе и юбке, с макияжем и уложенными волосами.
В результате в первом случае наша ассистентка почти не привлекла к себе внимания, и ее появление не вызвало негативных комментариев. Во втором девушку явно оценивали неодобрительно. Ее рассматривали, обмениваясь между собой ироничными взглядами. Как только она покинула комнату, аудитория проявила гораздо большую эмоциональную агрессию. Некоторые вслух озвучили возможные намерения излишне привлекательной молодой женщины, в частности желание соблазнить профессора».
Секс как природный ресурс
Осуждение женщин, вступающие в беспорядочные половые связи, обычно связывают с мужчинами, которыми движет бессознательное желание контролировать свою половину. Вместе с тем, по теории Дарвина, для успешного продолжения своего рода именно мужчинам свойственно стремление побуждать к неверности других представительниц женского сообщества.
Трэйси Вайланкорт подчеркивает: осуждение и скрытая агрессия в отношении наиболее сексуально привлекательных женщин исходит совсем не от мужчин, а главным образом от представительниц женского пола. Это доказывают экспериментальные исследования и опросы.
«Секс запрашивают мужчины, — говорит Трэйси. — Контролируя эту часть взаимоотношений полов, женщина занимает более сильную позицию и хорошо осознает значимость своего ресурса. Те представительницы группы, кто потенциально готов более щедро отдавать мужчинам этот важный ресурс, лишая таким образом остальных женщин их силы, воспринимаются как угроза».
Диктатура красоты
В современном обществе «прекрасная половина» также подвергается косвенной агрессии, связанной с определенными стандартами красоты. Исследования показывают, что идеальными параметрами тела считаются сегодня те, что не отвечают естественному телосложению большинства женщин. Более того, эти параметры оказывается на порядок меньше того, что сами мужчины называют привлекательным.
Насаждение этого неестественного стандарта часто приписывают средствам массовой информации. Однако многие исследования, в частности, психолога Кристофера Фергюсона, доказывают, что это во многом объясняется женской конкуренцией.
Чем позднее в обществе вступают в брак, тем выше конкуренция среди женщин
«Реклама, глянец и телевидение в основном лишь отражают положение вещей и общие тренды, но никак их не формируют», — считает Фергюсон. Его данные говорят о том, что женская неудовлетворенность своей внешностью отнюдь не связана с тем, что показывают по телевизору. Например, просмотр сериалов с актрисами, которые отвечали всем стандартам внешней красоты, практически никак не влиял на самооценку зрительниц. Она оставалось такой же, как и при показах другого сериала, где актрисы обладали обычными параметрами.
Вместе с тем Фергюсон обнаружил, что зрительницы чувствовали себя хуже, сталкиваясь с более привлекательными женщинами в своем ближайшем окружении.
«Конкуренция между женщинами особенно остро звучит в современном городском обществе, — считает психолог. — Прежде люди создавали семьи в достаточно молодом возрасте. В современном же западном социуме мы надолго откладываем этот шаг. Результатом оказывается более жесткая конкуренция из-за большого числа желающих сделать свой окончательный выбор жизненного партнера. И нет никаких сомнений в том, что в этой маленькой психологической войне за право найти самого лучшего и достойного участвуют не только мужчины, но и женщины».