Люди обладают солидным запасом возможностей, чтобы досадить друг другу. Достается и знакомым (членам семьи, коллегам, соседям), и даже незнакомым. Определенные виды психологического притеснения — в том числе грубые слова, недоброжелательные замечания, двусмысленные предложения, назойливое внимание, сомнительные шутки, оскорбительные действия, даже угрозы и шантаж — обозначают словом «харассмент».
Харассмент и его «родственники»
Близкие к харассменту понятия также обозначают вредоносные действия по отношению к другим людям:
- травля,
- моббинг (принуждение к увольнению сотрудника),
- абьюз (издевательства, насилие с использованием зависимого положения жертвы),
- газлайтинг (психологические манипуляции, заставляющие жертву усомниться в собственной адекватности),
- пранк (телефонное хулиганство).
Трудно сказать, кто из этих «родственников» старший или младший, но каждый занял свои позиции в ряду «вредителей».
Так, пранк из разряда телефонных провокаций стал любимым народным развлечением в формате шуток и розыгрышей. Социальные сети наполнены множеством роликов, в которых на камеру запечатлены реакции знакомых и незнакомых людей на шутки разного уровня — от невинных до тех, которые требуют недюжинной выдержки. И если в харассменте одной из характеристик является анонимность, скрытие самого факта притеснения, то в пранке — это публичность, охота за лайками и просмотрами.
В широком смысле харассмент — это всегда досаждающее воздействие, которое нарушает личные границы человека. Он подразумевает любые виды домогательств, хотя чаще сексуального характера.
Что чувствует объект харассмента?
Унижение, психологическое давление, растерянность, тревогу — тем, кто подвергался домогательствам, эти переживания надолго портят настроение, создают угрозу психологическому благополучию и снижают качество жизни.
Сегодня в нашей стране не сложилось определенной позиции общества в отношении темы харассмента. По-прежнему сохраняется ироничный тон в восприятии пострадавшей стороны, виктимблейминг (обвинение пострадавших). А призывы к тому, чтобы выработать необходимые превентивные и защитные меры, воспринимаются как нападки и ограничение мужчин в проявлении их внимания к женщинам. А иногда даже расцениваются как угроза отношениям.
Попытки нащупать грань между уместными ухаживаниями и неприемлемым поведением осложняет то, что большинство жертв — женщины, а значит, не избежать дискуссии в феминистской повестке (которая тоже может вызывать неоднозначное восприятие). При этом харассмент не обладает половой принадлежностью. Ему подвергаются и мужчины, и женщины.
Почему люди так себя ведут?
Что может запускать поведение, которое можно характеризовать как харассмент? Что его формирует? Попытаемся выделить некоторые причины.
- Объективация — восприятие другого как товара или объекта для своего употребления. Приведем в пример детское воспоминание мужчины. Посещение зоопарка: «Смотрю через стекло на волшебный подводный мир. Необычный свет, растения, грот. Проплывает невероятная рыба — довольно большая удивительные плавники, яркая окраска. Дух захватывает! Голос за спиной: «Посмотри, Ванечка, какая рыба! Вот бы такую нам на сковородку!» Вольер с лисой. Зверь в зимней еще шубке, но мечется из угла в угол, жалко... «Какая лиса, вот бы ее на воротник!» Это может быть папа, мама, дедушка, бабушка. И они вовсе не голодны, не ходят раздетыми. Но приучают ребенка смотреть на мир через призму собственного потребления.
- Сексуальная объективация — это отношение к другому человеку исключительно как к инструменту для сексуального удовлетворения. «Опредмечивание» женщины — сведение ее к картинке, к абстрактному образу. Простой пример — использование в рекламе таких образов, где женщина искусственно наделяется рядом характеристик, отвечающих интересам мужчин. При этом эмпатия и сопереживание не предусмотрены.
- «Великий покупатель». Во всем мире растет и набирает силу образ не героя, ученого или святого, а «великого покупателя». Он хочет и может купить все. Он счастлив и уверен в себе. Мир существует для него, он достоин самого лучшего — об этом говорит реклама! Он может не иметь денег, но хочет оставаться великим покупателем, хотя бы в собственном воображении. И действительно, его не могут лишить права прицениться, выбирать «товар», сравнивать его характеристики, обсуждать его достоинства с другими покупателями, надеяться на «дешевую распродажу», «скидки и акции». Добавьте к этому анонимность — и вот вам картина уличного харассмента — свиста, выкриков, замечаний или назойливого приставания.
- Власть реальная и воображаемая. Получение руководящей роли иногда уменьшает способность понимать чувства своих подчиненных, снижает проявление эмпатии. А если руководитель сам страдает пониженной самооценкой, то может построить отношения подчиненный—руководитель, основанные не на партнерстве и общих целях, а на унижении подчиненного. И тот, кто наделен властью, не задумывается о пристойности своего поведения по отношению к младшему по должности.
- Анонимность и безнаказанность. Раньше поведение человека менялось, когда из деревни или небольшого городка, где все друг друга знают, он попадал в мегаполис. С появлением интернета ощущение анонимности и безнаказанности еще больше возрастает. Шутки становятся все более опасными и теряют безобидность. Можно писать что угодно, сохраняется ощущение «неприкасаемости», стираются грани дозволенного и понятия о приличиях. В недавнем исследовании, посвященном этой проблеме, 47% опрошенных отметили, что сталкиваются с агрессией в интернете чаще, чем в реальной жизни.
Что делать, если вы столкнулись с харассментом?
В России люди стараются решить проблему своими силами и не говорить об этих ситуациях. Но практика показывает, что это неправильно. Чем больший резонанс по данному вопросу будет в обществе, тем выше шансы найти общий язык, выстроить границы, проявлять эмпатию и чувствовать себя защищенным — на работе, в магазине или по дороге в кино.
- Постарайтесь распознать харассмент. Будьте объективны: некоторые требования и замечания могут быть вполне справедливыми. Например, правила поведения в этнической группе, храме или музее. Замечания руководителя о качестве работы или нарушении сроков тоже могут быть обоснованными.
- Ведите себя определенно. Если слова или действия нарушают ваши личные границы — назойливые предложения, бестактные шутки или сомнительные комплименты, — не делайте вид, что все нормально. Ваша реакция должна быть непосредственной, однозначной и понятной агрессору. Это могут быть «Я-высказывания»: «Мне неприятно это слышать», «Я не буду этого делать», «Я не согласна (не согласен)». Уклончивая и двусмысленная реакция может восприниматься как согласие и поощрение к продолжению.
- Найдите поддержку. Если вы не знаете, как реагировать, или не решаетесь открыто протестовать, не молчите, найдите поддержку. Это могут быть друзья или родственники. Если ситуация развивается на работе, обратитесь за советом в отдел по работе персонала или в Программу поддержки сотрудников. Узнайте, какие политики и процедуры есть в компании в отношении харассмента.
- Обратитесь к психологу. Получите профессиональный совет и поддержку в травмирующей ситуации. Психолог поможет разобраться в неприятных обстоятельствах и обсудить варианты выхода. Возможно, вам понадобится обсудить вашу эмоциональную реакцию на нарушение личных границ, уровень тревожности или агрессии.
Если это касается отношений на работе, особенно с руководителем, нужно во всем разобраться и постараться найти выход, хотя в России чаще всего подобные ситуации решает уход из компании.
Может сложиться впечатление, что харассмент был, есть и будет всегда, наряду с другими разновидностями агрессивного и досаждающего поведения. Однако есть общая мировая тенденция — повышение уровня осознанности и психологической культуры людей. То, что досаждающие формы поведения получают свои названия, уже говорит о готовности общества продолжить обсуждение и сформировать нормы поведения и общественную мораль. Но пока еще она слаба и нуждается в правовой поддержке.
Об экспертах
Юлия Карасева — основатель и генеральный директор компании Inbalansy, бизнес-коуч и психолог, имеет более 14 лет опыта работы в HR-консалтинге, член EAEF и ICF. Ее блог.
Вера Александрова — кандидат психологических наук, бизнес-коуч и эксперт по управлению персоналом с опытом более 20 лет.